Джаз…Музыка свободы, импровизация, полет мастерства и фантазии
Святая к музыке любовь…
Джаз…Музыка свободы, импровизация, полет мастерства и фантазии. Невозможно дать характеристики этого направления. Все определения будут неточными и сухими. Потому что джаз не подвластен рамкам и законам. Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять».
В нынешнем году отмечается 100-летие джаза в России. В течение долгих лет он считался "музыкой низшей расы". В США его считали музыкой черных, недостойной высшего американского общества, в нацистской Германии играть и слушать джаз означало быть "проводником негритянско-еврейской какофонии", а в СССР - "апологетом буржуазного образа жизни" и "агентом мирового империализма". И все-таки джаз завоевал планету. Недаром говорят, что для музыкантов не существует языковых барьеров и границ.
Амурский джаз
Мало кто знает, что в 60 -х годах модное направление буржуазной музыки пришло и в Благовещенск. При Амурской областной филармонии с подачи ее директора Льва Фельдмана был создан эстрадный оркестр «Амур». Руководил им выпускник Благовещенского музучилища Гертруд Пиджуков. В репертуаре коллектива были известные эстрадные и джазовые композиции. Можно только удивляться, где доставали ноты музыканты, ведь джаз долго оставался в стране Советов чуждым явлением. Но пластинки все-же выходили, музыка иногда звучала по радио. И все услышанные мелодии благодаря идеальному слуху Гертруда Васильевича и великолепным аранжировкам обретали жизнь в оркестре. Его любимым произведением был знаменитый «Караван» — джазовый стандарт, одна из самых известных композиций Дюка Эллингтона, которую он создал в сотрудничестве с тромбонистом его оркестра Хуаном Тизолом. В те годы в Благовещенск на гастроли приехал известный джазовый оркестр под управлением Олега Лундстрема. Общение с музыкантами знаменитого коллектива, как глоток свежего воздуха, дало новые импульсы для дальнейшего творчества амурского композитора. Московские музыканты выступали в красивых костюмах, Гертруд Васильевич тоже загорелся и настоял на том, чтобы музыканты его оркестра выходили на сцену в концертных костюмах. Разнообразнее стал и репертуар амурского коллектива, в котором появились известные джазовые композиции Джорджа Гершвина, Луи Армстронга.
Оркестр успешно гастролировал не только по области, но и выступал на площадках Хабаровска и Владивостока. Но просуществовал недолго, так как заработки музыкантов были невелики, многие из них уехали из Благовещенска.
Джаз навсегда остался в душе и творчестве Гертруда Васильевича. Как и другие направления музыки, которой он служил всю свою жизнь.
- Я учился у Гертруда Васильевича и немного работал с ним, - рассказывает Анатолий Хопатько, руководитель эстрадно-джазового оркестра Amur Jazz Band. - Это очень профессиональный музыкант, композитор, аранжировщик, преданный своему делу человек. Я знаю, что он любил джаз, многое сделал для развития этого музыкального направления у нас в области. У него много благодарных учеников, которые выросли в настоящих профессионалов.
Партизанские тропы
Отец Гертруда Василий Семенович был из амурских казаков. Много рассказывал сыну о славном боевом прошлом их родственников, защищавших родной край. Он и привил сыну любовь к музыке. Вечером выходили за ворота и давали концерты. Заводилой был Василий Семенович: он играл на балалайке и скрипке. На эти музыкальные вечера собирались все соседи. В военные годы Гертруда определили в музроту при пехотном училище (ДВОКУ). С тех пор и началась его музыкальная карьера. Первые композиции у него родились в 12 лет. Это были польки, вальсы, марши для баяна и аккордеона, затем появились и фортепианные пьесы. В армии он написал свои первые песни. Широкую известность как композитору-песеннику ему принесла песня «Партизанские тропы» на стихи известного поэта Леонида Завальнюка, которую исполнял Амурский народный хор, она надолго вошла в репертуар этого и многих других хоровых коллективов области.
Сотрудничество
С поэтом Леонидом Завальнюком Гертруд Васильевич сотрудничал многие годы. Леонид Андреевич, даже став москвичом, часто приезжал в любимый Благовещенск, где много и плодотворно работал. Совместно с известным поэтом написано несколько песен. Также дружил и сотрудничал Гертруд Васильевич со многими известными композиторами – Кареном Хачатуряном (племянником известного советского композитора Арама Хачатуряна), Юрием Владимировым, заслуженным деятелем искусств РСФСР, первым председателем и основателем Дальневосточной композиторской организации. Рассказывает Андрей Гандзий, Заслуженный работник культуры России, автор гимна Читы, преподаватель техникума искусств, руководитель муниципального духового оркестра Читы:
- Гертруд Васильевич был очень трудовым человеком, не зря ему дали такое имя – Герой труда. Нас с ним связывали многие годы крепкой человеческой и творческой дружбы. Спокойный, общительный, очень талантливый и скромный человек. Я не застал то время, когда он руководил эстрадным оркестром «Амур», но по его рассказам знаю, что коллектив был очень профессиональным, играли в нем отличные музыканты, Гертруд писал много музыки, делал аранжировки. Вместе с ним мы написали марш о БАМе, часто исполняли его на концертах. Он также много лет преподавал теоретические музыкальные дисциплины, воспитал хороших учеников.
Путевка в жизнь
Много лет Гертруд Васильевич руководил оркестром детского хореографического ансамбля «Ровесники», для которого также писал музыку. Его композиции долго оставались в репертуаре коллектива. Например, яркий зажигательный танец «Ложкари», поставленный на музыку Гертруда Васильевича, неизменно вызывал зрительские овации.
- Мы тогда были детьми и не понимали, насколько важно для ансамбля музыкальное сопровождение, - рассказывает выпускница ансамбля 1976 г. Людмила Бабицкая (Некрасова). – На гастролях в Москве к нам приходил руководитель детского хореографического ансамбля «Школьные годы» (г. Москва) Владимир Константиновский. Первое, что он нам сказал после концерта: «Какие вы счастливые, у вас такой замечательный оркестр!».
В последние годы жизни много внимания Гертруд Васильевич уделял детскому эстрадному ансамблю «Ритм», который работал в Центре эстетического воспитания. Вместе с бессменным руководителем коллектива Федором Воробьевым они обучали ребят игре на различных инструментах, помогали ориентироваться в волшебном мире музыки. Для некоторых из юных музыкантов это стало путевкой в жизнь.
Олег Яковлев, музыкант:
- Я пришёл в ансамбль "Ритм», имея опыт барабанщика в школьной рок-группе. Несколько непривычно было переходить с рока на джаз. Потребность реализовать себя в музыке перекрывала подростковое непонимание джаза. Но после первой репетиции, услышав и осознав всю силу и мощь этой музыки, я кардинально поменял свои взгляды.
Большое впечатление на меня произвел Гертруд Васильевич, который был уникальным человеком - добрым, веселым, талантливым. Он никогда не ругал меня за курение в туалете. Быстро расписывал партии на весь наш детский коллектив и с легкостью мог донести музыкальный замысел, лишь дирижируя и подсказывая нам, на что надо сделать упор. За две-три репетиции детский оркестр звучал, как надо! Весь его профессионализм и колоссальный опыт выражались в простых, но понятных и одновременно весьма серьёзных для маленьких музыкантов аранжировках. Заинтересовать детей при помощи нот играть непопулярный в то время среди молодёжи джаз - это уникальный преподавательский талант. Мы кайфовали от игры, потому что всё звучало и это было классно! Каждая нота на своём месте. И я могу с уверенностью сказать, что играть на ударных научил меня именно Гертруд Васильевич: "Тут сделай акцентик, здесь потише, добавь напора, побыстрее .... ". Уже позднее, когда на базе «Ритма» организовался и взрослый бэнд, на репетициях, где я участвовал, Гертруд Васильевич очень трепетно подходил к вопросу игры на ударных. Во- первых, я был подростком без музобразования, а во- вторых, вещи мы играли сложные, серьёзные. Я помню, он часто смотрел на меня и практически каждый такт дирижировал мне.
Максим Дуров, основатель и руководитель квинтета DM Quintet, Москва:
- В ансамбле "Ритм" мы играли известные эстрадные и джазовые пьесы, аранжировки которых делал Гертруд Васильевич. Иногда он приходил на наши репетиции и концерты. Мне он запомнился как добрый и мудрый человек. Он был всегда в костюме и при галстуке, очень вежливо общался с нами, как будто мы коллеги. Дети и подростки всегда это ценят, именно не снисходительное отношение, а общение на равных, с уважением. У Гертруда Васильевича был великолепный, очень красивый почерк. Ноты, написанные его рукой, были похожи на живопись или графику. Я с тех пор стараюсь ему в этом подражать. И ноты были не просто красивыми, их было легко и приятно играть. Это огромный талант композитора и аранжировщика - сделать просто, доступно и красиво. Музыка звучала! Потому что в аранжировках для детей надо совместить кучу компромиссов, сохранив при этом музыку. Красивые аккорды, голосоведение, сочетание тембров, логичные переходы между частями различных попурри. И при этом все просто. Это великий талант. Я очень хотел научиться писать музыку так же. И однажды рискнул, спросил у Гертруда Васильевича о возможности брать у него уроки. Он, конечно же, с улыбкой согласился. Уроки были для меня очень важными. Он мне рассказывал об основах теории музыки и гармонии. Тогда я и стеснялся, и ленился, но самое главное в том, что Гертруд Васильевич посеял во мне это зерно, которое потом успешно проросло. Позже я играл в Благовещенском джазовом бигбэнде. Гертруд Васильевич делал аранжировки и для этого оркестра. Мы исполняли и его авторские пьесы. Он также дирижировал нашим оркестром на концертах. Позже я поступил в Благовещенское музучилище, закончив его, уехал в Москву, поступил в академию имени Гнесиных. С тех пор прошло больше 25 лет. Я успешно закончил Гнесинку, получив два диплома (труба по классике и эстрадное по классу гитары). Много работал в разных составах, набираясь опыта. И спустя 20 лет созрел до того, чтоб начать писать свою музыку. Теперь у меня есть свой квинтет, написано много разных композиций. Музыканты хвалят мои ноты и простые, красивые аранжировки. Я уверен в том, что это произошло, потому что в моей жизни повстречались такие люди, как Гертруд Васильевич. И самый главный его урок я понял - надо любить своё дело, уважать тех, кто играет твою музыку, стремиться к простоте и красоте. Я вспоминаю его с теплотой и большим уважением. Спасибо, Гертруд Васильевич!
Петр Андреев