Владимир Вайнер: «Социальная экономика –это про людей»
Во втором конкурсе Фонда президентских грантов за 2020 год поддержку получили сразу десять проектов амурских НКО. В итоге на реализацию социально значимых инициатив привлечено более 13 миллионов рублей.
И в этом немалая заслуга амурской областной общественной молодежной организации «Пульс», которая уже второй год регулярно проводит консультации, семинары, тренинги, интенсивы для членов НКО. Участники этих мероприятий учатся планировать работу, привлекать разного рода ресурсы, писать проекты для участия в грантовых конкурсах, в том числе в конкурсе Фонда президентских грантов.
Организатор этих очень полезных обучающих мероприятий, руководитель АООМО «Пульс» Лариса Фокина привлекает к проведению занятий авторитетных тренеров-консультантов. Один из них – эксперт федерального уровня, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway Владимир Вайнер (Москва). В октябре 2020 года он провел в Благовещенске трехдневный семинар «Информационные ресурсы для финансовой устойчивости НКО». Наш корреспондент побеседовал с Владимиром Вайнером.
– Больше двадцати лет вы занимаетесь некоммерческими организациями. Что изменилось в этом социальном явлении за прошедшее время?
– Как в любом деле, начинали отдельные энтузиасты. Сейчас это широкий спектр НКО, на вершине которого профессиональные организации, которые ответственно решают огромное количество масштабных задач. Сегодня НКО – совершенно очевидная платформа стабильности и устойчивости. По сути, это уже отдельная отрасль экономики – социальная экономика. Она неформально объединяет разнообразные добровольческие инициативы, все виды текущей социальной помощи и поддержки разного рода нуждающихся, создание и разработку новых социальных продуктов – от реабилитации до формирования помощи в хосписах, все телефоны доверия по всем сложным темам – от психологии до онкологии, организацию рабочих мест и многое другое.
– Спектр деятельности НКО гигантский!
– В этом специфика некоммерческого сектора. Если смотреть на жизнь, условно говоря, сверху, с высоты государства, мы видим только какие то-очень глобальные вопросы, требующие решения – медицинское страхование, пенсионное обеспечение, образование. Их призваны решать и решают государственные структуры. Когда опускаемся на землю, оказывается, что, условно говоря, рельеф неровный: ручьи, буераки, канавы. То есть у отдельных граждан, у каких-то социальных групп и сообществ масса проблем: личных, локальных, масштабных. И вот там, где возникают те или иные проблемы, люди начинают объединяться для их решения. В процессе деятельности эти спонтанные объединения превращаются в общественные организации, они начинают внедрять и тиражировать найденное решение, контактировать, обмениваться опытом, создавать совместные проекты.
– Откуда берутся все эти добровольцы – члены НКО?
– В первую очередь это те, кто лично столкнулся с проблемой и решил изменить ситуацию: минимизировать или даже ликвидировать ее. Один из самых ярких примеров – Роман Аранин. В прошлом – военный летчик, сейчас почти полностью парализованный человек. Когда жизнь круто изменилась, он стал искать выход. Сначала для себя, потом и для других. Буквально на днях в Калининграде, где он живет, Роман открыл производство ступенькоходов, планирует выпускать электрические инвалидные коляски.
Так действуют самые разные люди. Если бы Роман был не летчиком, а, к примеру, грузчиком, он бы мог сделать другой проект, который тоже был бы нужен людям. Вот Гузель Санжапова. Девушка из маленькой татарской деревни, с помощью краудфандинга, то есть народного финансирования, приобрела оборудование, наладила производство крем-меда, создав одиннадцать рабочих мест. Малый Турыш – так называется деревня, больше не умирает, он постепенно становится модным туристическим объектом.
Вокруг много людей, которые решают много разных задач, которые ставит перед ними жизнь.
– Вы очень востребованный тренер-эксперт, объехали, пожалуй, всю Россию. В чем ваша роль в отечественном секторе НКО?
– Я преподаватель. У меня базовое образование учитель истории и общественно-политических наук. Общественно-политические науки в настоящее время превратились в то, чем они и должны быть. Политика немного отстроена, на первый план выходит общественное. Это очень интересно – развивать социальную экономику, распространяя лучший опыт НКО, помогая выстраивать мостики между организациями и людьми, связывать людей друг с другом. Можно сказать, что я – проводник социальной экономики.
А что касается моих поездок по стране, нравится приезжать на Дальний Восток: работаешь весь день с аудиторией в реале, а когда просыпается запад, переходишь в онлайн и работаешь дальше. Очень удобно.
– Вы назвали сферу НКО платформой стабильности и устойчивости, при этом она очень подвижна, быстро реагирует на происходящие события…
– Да, некоммерческие организации быстрее приспосабливаются к переменам. Пример у всех на виду. С возникновением теперешней эпидемической ситуации уже в феврале ведущие благотворительные фонды, такие, как «Созидание», первыми стали говорить, то нужно срочно развивать волонтерскую помощь тем, кто не может выйти из дома, для кого ключевым является социальное дистанцирование, развивать добровольческие программы. Они ведь не возникнут на пустом месте: нужно, чтобы кто-то разрабатывал и координировал эти программы, находил добровольцев, находил тех, кому нужна помощь, и тех людей, кто может пожертвовать необходимые ресурсы – продукты, лекарства, транспорт и так далее.
Первые листовки о необходимости соблюдать дистанцию, носить маски и перчатки появились в Москве в начале марта. Это были листовки, сделанные некоммерческими организациями. Буквально обращения к жителям города: посмотрите, кому из ваших соседей нужна помощь, давайте поддерживать друг друга. Потом объединение «Добро.ру» стало печатать листовки, выпускать макеты. К началу апреля к добровольцам присоединились крупные коммерческие компании и только в конце апреля – государственные структуры. В таких острых ситуациях НКО опережают госструктуры в постановке проблем, поиске выхода и практической реализации идей на месяц-полтора. А ведь каждый день стоит человеческих жизней.
Практически все решения, которые обладают эффективностью с точки зрения заботы о человеке, сначала появляются в некоммерческих организациях, а потом уже начинают как-то внедряться и тиражироваться в остальных секторах.
– Самые разные НКО быстрее других структур адаптировались к работе онлайн.
– Да, это действительно так. С появлением пандемии, весной этого года, переход от обычной жизни к новой реальности был неожиданным и очень резким. По крайней мере, в Москве. Ограничение передвижения огромного количества людей вызвало очень негативную реакцию – от скандалов с полицией до вспышки домашнего насилия. Множество проблем возникло у тех, кому по разным причинам нельзя находиться в закрытых помещениях: от маленьких детей до людей с ментальной инвалидностью. Опять же некоммерческие организации, первыми обратив внимание на эти проблемы, стали активно разрабатывать и запускать «горячие линии», готовить и направлять волонтеров.
Сектор НКО постоянно реагирует на социальные вызовы конкретными действиями, стремясь максимально быстро выработать и предложить решение проблемы.
– Как в случае с ковидом.
– В определенной мере да, но не на сто процентов. Для некоммерческого сектора ковид - это одна из тысячи проблем, которые решаются одномоментно и постоянно. Просто к этой «тысяче» добавилась еще одна. В логике административного управления есть рейтинг. В нем мы поставили на первое место ковид, остальные проблемы расставили на другие места, в итоге откладываются профосмотры, плановые операции и так далее. Для НКО такого ранжирования проблем нет: те, кто боролся за жизни детей с орфанными заболеваниями, продолжают этим заниматься, те, кто обеспечивал защиту прав онкологических больных, так и будут их защищать. Только механизмы действий меняются в соответствии с обстановкой.
Участники семинара «Информационные ресурсы для финансовой устойчивости НКО», который провел Владимир Вайнер в Благовещенске, изучали способы поддержки некоммерческих инициатив с использованием современных медиа-инструментов. Семинар проведен при поддержке Фонда Президентских грантов.