В современной экономике все бизнес-проекты планируются задолго до их реализации
Бизнес-проект по наследству
В современной экономике все бизнес-проекты планируются задолго до их реализации, всё тщательно просчитывается и прогнозируется. У Ирины Александровны Мунгаловой была совсем иная ситуация, всё получилось спонтанно и неожиданно. Однако отсутствие заранее подготовленного плана не повлияло на успешную реализацию проекта по развитию автобусных пассажирских перевозок. В результате возглавляемое ею ООО «Автосфера» своё 15-летие встречает реализацией амбициозных задач.
– Ирина Александровна, в наше время уже привычно, когда женщина связана с автомобилем, но когда она руководит предприятием автобусных пассажирских перевозок – это, как минимум, выглядит нестандартно. Почему такой выбор бизнеса? Это был запланированный проект? Бизнес-идея? Или что-то иное?
– Это произошло волею судьбы, так распорядилась жизнь. Не думала, не гадала, что буду работать в сфере автоперевозок. Много лет занималась до этого торговлей, затем продажей недвижимости, причем, в крупной компании с международными связями в Краснодаре. Я вернулась в Благовещенск на время рождения дочери и хотела пожить здесь, пока ребенок маленький, опять же не лишняя помощь бабушки и дедушки. Планировала приехать временно, но произошло несчастье. Неожиданно из жизни ушел отец, а у него был этот бизнес, тогда еще небольшой, в виде нескольких автобусов, двух междугородних маршрутов и кабинета с предрейсовым медосмотром. Встал вопрос, что с этим делать? На семейном совете мне предложили взяться за это дело. Так в 2011 году я стала руководителем этой компании.
– Когда вы начинали, у вас были очертания будущего предприятия? Были конкретные проекты и планы?
– Ничего такого не было. Все приходилось изучать с нуля, мне было очень сложно. Некоторый опыт работы в Краснодаре пригодился, там я уже была на руководящей должности, ну и немного похожая деятельность в плане сферы услуг. В остальном погрузилась с головой, изучая новое дело. Как вел дела отец, я не знала, поэтому делала, как я понимала, и под себя. Например, стала развивать направление заказных перевозок. Регулярные рейсы на междугородних линиях — это, конечно, хорошо, но я сама ходила на автовокзал и убедилась, что иногда пассажиры едут, а иногда их нет. То есть поступление денег было нестабильным. Поэтому стали рекламировать разовые, заказные перевозки на автобусах, сотрудничали со всеми свадебными журналами. И вот приходят к нам жених с невестой посмотреть автотранспорт, и мне самой было интересно выйти к ним, показать для них автомобиль, для гостей предложить автобус. А он тогда был у нас гордостью, первый купленный в лизинг. Так постепенно развивали свои услуги. Кроме этого, я взяла за правило участвовать во всех конкурсах, тендерах и аукционах в нашей сфере. Сама изучила, как работать на торговых электронных площадках, готовила документы, подавала заявки, отдельного специального человека для этого у меня нет.
– У вас было образование в сфере торговли?
– По первому образованию да. Я окончила техникум торговли в 1993 году. Тогда это был первый набор по специальности «Организация коммерческой торговли». Начинались рыночные отношения, и нас называли коммерсантами. Все, что было новое и передовое на тот момент, все в нас вложили. И надо сказать, почти все, кто тогда учился в этой группе, сейчас при деле и успешные. Затем я получила высшее экономическое образование в нашем Амурском государственном университете.
– Когда вы начали заниматься пассажирскими перевозками, у вас были какие-то ориентиры, образцы, на которые вы равнялись? Может быть, были какие-то примеры, которые вас вдохновляли?
– Скорее всего, у меня получилось вопреки. Когда я начала заниматься этим бизнесом, были люди, которые меня отговаривали. Они убеждали: «У тебя же осталась квартира в Краснодаре? Вот и уезжай туда, там лучше, там теплее». И сейчас я понимаю, что это были недоброжелатели. Видимо, они не хотели во мне видеть конкурента. Был у меня знакомый в другом городе с аналогичным предприятием, вот у него я могла кое-что спросить, и он не отказывал. А здесь все же каждый держался за себя. Все мы здесь, конечно, конкуренты. Однако сейчас уже у меня начинают спрашивать совета. Они посмотрели, что у меня что-то получается, лизинги берем, автобусы появляются, и начали просить информацию. Поэтому так у меня сложилось, что не было перед глазами ярких примеров в бизнесе, за которыми бы я следовала. Всю тактику и стратегию вырабатывала сама. Для меня важно выстроить стабильную работу, именно стабильную. До каких-то многомиллиардных высот я не стремлюсь. Главное, чтобы мое не уходило, а чужого мы не возьмем.
– Вы уже упомянули, что новое дело для вас было непростым и не все получалось с первого раза. Назовите, пожалуйста, самые сложные и важные задачи на ваше усмотрение.
– И тогда, и сейчас – это кадры. Потому что все связано с человеком, если это успехи, то достигли их люди, и если ошибки, то это тоже человеческие ошибки. Техника всегда ломается, это понятно, но ремонтируют ее люди. Не знаю почему, но самая сложная категория работников – это водители. Сейчас попроще, у нас штат укомплектован, но несколько лет назад их невозможно было найти, их переманивали на новые строительные объекты, которые появлялись в Амурской области, они все были там. И, конечно, специфика человеческих качеств. Вот он приходит, расписывает себя, как супер ответственного специалиста, а через некоторое время, если у него есть известная русская болезнь, то она все равно проявляется, и он просто исчезает на несколько дней.… Поэтому я полностью соглашаюсь с утверждением: кадры решают все! Когда у тебя большой коллектив, то каким бы ты замечательным ни был, все равно все решают люди на конкретных участках работы. У нас это медики, которые выпускают водителей, механики. диспетчеры, которые контролируют весь рабочий процесс, обслуживают заявки, общаются с клиентами и, конечно, водители, которые управляют техникой. Важно, чтобы у предприятия был положительный имидж. Если нашему заказчику понравится обслуживание, то он об этом расскажет десятерым, а если не понравится – пожалуется двадцати. Поэтому, если на каком-то этапе работы происходит сбой, то это в целом отрицательно влияет на всю картину работы фирмы. Еще из самых сложных надо отметить период пандемии. Это сейчас мы уже научились жить с коронавирусом, а в 2020 году, когда всех посадили и запретили выезды, приходилось очень туго. Закрывали пленкой водительское место, изолируя его от пассажиров, чтобы, например, встретить вахтовиков в аэропорту и доставить до обсерватора. Сам водитель был в химзащите, в полностью закрытой маске. Вспоминаем тот период с содроганием… Зато выстояли и сейчас выходим на стабильный режим работы.
– А какой это – стабильный режим работы?
– Нашу работу можно охарактеризовать круглосуточной. В 3:15 ночи у нас два водителя выходят на маршруты в Благовещенск, чтобы собрать сотрудников аэропорта, которые открывают аэровокзал и работают там. Представляете, если мы где-то задержимся или не подадим автобус? Это нарушится работа нашей воздушной гавани. Поэтому сбоев не должно быть. Затем регулярные маршруты с автовокзала по районам Амурской области, ежедневно 8-9 рейсов. Выполнение заказных перевозок, обслуживание различных мероприятий по встрече гостей, перевозка. Есть периодические перевозки, например, призывников. Здесь также проходим процесс подтверждения постоянно на электронных площадках. Есть особенности детских перевозок – много требуется работы по подготовке документов. Например, необходимо отправлять уведомления о перевозке детей в городское или областное ГИБДД, без этого – штраф. Сейчас эти документы можно отправить электронно по почте, а раньше оформлялись бумажки под копирку и развозились. Кроме этого, есть оформление и подтверждение соответствующих лицензий, тоже важная работа. Нигде нельзя ничего упустить, любая мелочь затем собирает кучу проблем, как снежный ком.
– При таком напряженном режиме работы транспортного предприятия как вам удается эмоционально не выгорать? Какие у вас есть рецепты для этого?
– Это, конечно, отдых. При этом надо на 100% отключиться от рабочих процессов. Это походы выходного дня, мы в семье такое практикуем, прогулки в парках, в лесу. Также устраиваем краткосрочные отпуска. В такие периоды отдыха я оставляю телефон и у нас договоренность на работе, что меня могут найти только в очень крайних случаях. И это не только меня касается. Когда кто-то из сотрудников отдыхает, то мы распределяем его полномочия и стараемся не беспокоить, потому что разгрузка необходима.
– Сейчас у вас 30 сотрудников. Когда вы начинали, думали, что столько будет?
– Конечно, нет. Но это знаете, как с детьми. С одним тяжело, но когда появляется второй, третий, то уже легче, опыта набираешься. Когда было 5-10 сотрудников, я подбирала людей так тщательно, как будто выбираешь себе родную душу. И, кстати, у нас много сотрудников, которые работают с того начального периода, до сих пор с нами. Затем количество автобусов увеличивалось, соответственно водителей потребовалось больше. Бывает, что в ком-то и ошибешься, иногда приходится расставаться.
– До сих пор сами подбираете сотрудников? Как выстраиваются отношения в коллективе?
– Подбираю сама. У нас есть анкета, в которой за годы работы вносятся новые вопросы, и по ответам на них я могу определить, что за человек перед нами. Кстати, интересно потом через некоторое время читать эти анкеты, сразу видно, в чем человек был честен, а где слукавил. Но в любом случае нового сотрудника надо многому научить, вплоть до того, когда включать маячок во время перевозки детей, что надо обязательно водителю находиться в автобусе во время посадки детей и так далее, нюансов очень много. Водитель и материально ответственное лицо, поскольку с деньгами работает, и за людей отвечает, поэтому новый сотрудник должен быть готов воспринимать требования и учиться им, чтобы был честным, открытым и с людьми мог находить общий язык… Естественно, у нас есть рабочая группа в социальной сети интернет, в которой поддерживаем коммуникации. Обязательно поздравим с днем рождения, обсудим возникшие проблемы. Дарим подарки к профессиональным и другим праздникам, устраиваем совместные мероприятия. Иногда приходится быть и психологом, и мамой. При этом дисциплина в коллективе обязательно должна быть строгой.
– Чем вдохновляете коллектив, чтобы работа спорилась?
– Скорее всего, собственным примером. Я не сижу на месте, постоянно стараюсь делать максимум полезного для общего дела. Если предстоит напряженная работа, то всех об этом предупреждаю. А такое бывает, например, перед 9 мая, когда надо возить военнослужащих на подготовку к параду, перед Новым годом, летом народ много куда ездит. У нас все же прослеживается сезонность, и в основном, когда люди отдыхают – мы работаем, и наоборот. Например, в январе можем немного расслабиться, люди на выходных, в отпусках. Поэтому, когда спокойные периоды, предлагаю отдохнуть, потому что потом будет много работы… В целом я могу гордиться нашим коллективом! Если где-то жалуются, что не хватает кадров, то я такого сейчас уже не могу сказать. К нам приходят, спрашивают работу, и мы уже не берем людей, лишь бы закрыть вакансию, а проводим жесткий отбор.
– Известно, что сейчас в экономике не самые благоприятные времена, удается ли вам уделять силы на развитие предприятия?
– У нас самые смелые планы. В 2019 году мы начали строить собственную автобазу. Боксы до этого в аренде были, а количество автобусов постепенно увеличивалось, места стало не хватать. Стали арендовать в других местах, а такой разброс очень неудобен, поэтому поставили задачу построить собственную базу. Через аукцион взяли в аренду у города участок в районе Благовещенской ТЭЦ, почти пять гектаров. Целый год ушел на отсыпку участка, провели туда теплотрассу, водопровод, линию электропередачи. Строили с запасом, чтобы и стоянка была большая для автобусов, и места в боксах было достаточно. А в 2022 году купили еще семь единиц техники, и сейчас в то, что строили с запасом, еле-еле помещаемся. Поэтому к нашему пятнадцатилетию мы подошли с реализацией наших амбициозных планов и готовы к дальнейшей стабильной работе. Ценю своих людей, которые оставались с нами и в горе, и в радости. Хочу им выразить слова благодарности за то, что они не бросили предприятие и меня, когда было сложно. Без своих сотрудников я бы одна ничего не сделала, поэтому огромное им спасибо!
Беседовал Вадим Морозов