Фестиваль «Золотая Маска» впервые прошел в Приамурье в рамках Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, направленной на всестороннее развитие театральных институций региона и потенциальной аудитории.
Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол. «Золотая Маска» – российский театральный Фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России.
«Золотая Маска» – не только авторитетная и престижная награда в области театрального искусства, но настоящий культурный институт, который выполняет важные, стратегические для театра задачи. В разные годы она стала инициатором ряда серьезных театральных проектов. Особое внимание «Золотая Маска» уделяет гастрольной деятельности, с 2000 года организуя при поддержке Министерства культуры Российской Федерации программу «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии». За это время при поддержке Министерства культуры было проведено более 120 проектов в самых разных городах.
В 2020 году, когда весь мир оказался в ситуации эпидемиологического кризиса, вызванного вирусом COVID-19, «Золотая Маска» не стала исключением, ее деятельность была приостановлена. Фестиваль на Дальнем Востоке стал первым гастрольным проектом этого года, призванным помочь театральным коллективам и зрителям вернуться к прежней культурной жизни. В афише проекта представлены спектакли ведущих российских театров: «Пролетный гусь» Московского Художественного театра им. А.П. Чехова, «Пигмалион» Московского Театра им. Вл. Маяковского, «Метод Грёнхольма» Театра Наций, «Обещание на рассвете» и «Материнское поле» Московского Театра им. А.С. Пушкина, «Шербурские зонтики» Музыкального театра «Карамболь» и «Записки юного врача» театра «Мастерская» из Санкт-Петербурга. Помимо спектаклей «Золотая Маска» провел обширную специальную образовательную программу в Благовещенске и Тынде, включающую мастер-классы для профессионалов и открытые лекции.
Организаторами фестиваля выступают Министерство культуры Российской Федерации, министерство культуры и национальной политики Амурской области, АНО фестиваль «Золотая Маска» и Амурская областная филармония.
География российских городов, где проходят региональные фестивали «Золотая Маска», постоянно расширяется. В 2019 году проект состоялся в 18 городах России. В 2020 году запланированы проекты в Воронеже, Благовещенске, Казани, Кировске, Костомукше, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Смоленске, Череповце.
По словам генерального директора Фестиваля "Золотая Маска" Марии Ревякиной, для каждого города программа составляется особо - на это влияет целый ряд факторов: от технических возможностей площадок до "насмотренности" зрителей. Конечно, советуются и с коллегами в регионах - что именно там хотели бы увидеть.
- Мы с особой тщательностью подошли к подготовке программы и надеемся, что фестивали во всех 13 городах станут событием и найдут отклик у публики. Увидев на сцене пример настоящего, сложного, но не оставляющего равнодушным искусства, зритель будет возвращаться в театр вновь и вновь, - отмечает Мария Ревякина.
Анна Азанова, журналист, газета «Моя Мадонна»:
- В Москве я бываю редко, в основном – проездом, и посещать столичные театры времени нет. Поэтому театральный фестиваль «Золотая маска» стала лично для меня уникальной возможностью увидеть репертуарные спектакли ведущих театральных коллективов. Из семи фестивальных постановок удалось посмотреть, к сожалению, только два: «Пролетный гусь» МХАТ имени Чехова и «Метод Грёнхольма» Театра Наций.
Формат спектакля «Пролетный гусь», поставленного режиссером Мариной Брусникиной, несколько непривычен: нет декораций, отсутствуют главные и второстепенные персонажи. Каждый из десяти актеров читает свой отрывок рассказа Виктора Астафьева, продолжение которого подхватывает один или два человека. Но читают так эмоционально, что пробирает до костей и выворачивает душу. И в кульминационные моменты зал замирает, боясь пропустить хотя бы одно слово, и плачет вместе с героями, для которых не нашлось места в этой жизни. Честно сказать, я тоже плакала. Слезами сопереживания, которые очищали душу. Даже песни, звучащие акапелла, подобраны как нельзя точно, а голоса актеров поражают своей чистотой. И, выйдя из зрительного зала, на банальный вопрос: «Ну, как спектакль?» я могла ответить только одно: «Мощно!».
Признаться, на спектакль Тетра наций «Метод Грёмхольда» я шла исключительно ради одного актера – Сергея Чонишвили. Темпераментный, эмоциональный, с узнаваемым бархатным голосом, он блистал на сцене все два часа. Хотя заслуженный артист РФ Игорь Гордин тоже был великолепен, блистательно исполнив роль на первый взгляд нелепого персонажа. Сюжет постановки держит в напряжении, финал неожиданный, и, словно в сказке, в конце ты ждешь какого-то чуда. Которого не случается. И это, наверное, самый точный ход.
На обоих спектаклях аншлага не было (все-таки сказался коронавирус), но заполняемость залов почти на 90% говорит о том, что наши зрители хотят видеть не только комедии и антрепризы, но и спектакли, которые оставляют след в сердце. Постановки, заставляющие думать и требующие душевной работы.