Фандрайзинг: новые возможности
В нашу жизнь стремительно врываются новые понятия, профессии, явления. Профессия фандрайзер уже не является столь экзотической, какой она была несколько лет назад, ее успешно осваивают готовые к новым веяниям люди. Она появилась в США еще в 80-х годах, когда из-за кризиса государство резко сократило финансирование социальных и культурных проектов. В нашей стране такие специалисты стали появляться только в 1995 году, после того, как был принят закон о благотворительности. Но по-настоящему востребованными в России фандрайзеры стали около 10 лет назад.
Фандрайзинг (фэндрайзинг, фандрэйзинг, fundraising) — процесс привлечения внешних, сторонних для компании ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом.
Опытные фандрайзеры становятся все более востребованными специалистами в России.
Как стать успешным фандрайзером, как научиться привлекать ресурсы для реализации важных социальных проектов? Этой теме был посвящен тренинг, который провела Амурская областная общественная молодежная организация «Пульс» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. В тренинге приняли участие эксперты федерального уровня: Светлана Чуракова, председатель правления АКОО "Поддержка общественных инициатив", г. Барнаул, эксперт в области организационного развития НКО; Жанна Котова, федеральный эксперт грантовых конкурсов, эксперт портала Моя Россия.рф, специалист по развитию гражданского общества Фонда развития цифровых технологий в социальной сфере, г. Москва.
- «Фандрайзинг для успешного развития НКО» - это наш новый проект, который мы начали осуществлять в прошлом году, - рассказывает руководитель АООМО «Пульс» Лариса Фокина.- Обучаем сотрудников некоммерческого сектора эффективным способам привлечения ресурсов. Первый тренинг «Фандрайзинг: основы и креативность» мы провели зимой, дав 25 специалистам НКО навыки фандрайзинга. После этого каждый участник получил задание провести фандрайзинговое мероприятие с помощью тех методов, о которых говорилось на тренинге. Планы у всех были грандиозные, но, к сожалению, не все удалось осуществить в связи с пандемией. Тем не менее, наши слушатели реализовали свои проекты. Мы проанализировали все мероприятия, посчитали средства, которые удалось привлечь. Сумма получилась довольно внушительная – 1 миллион 600 тысяч рублей. Тут имеются ввиду не только деньги, но и человеческие ресурсы, различные товары и услуги, скидки и организационная помощь меценатов. То есть и участники, и мы убедились, что инструменты фандрайзинга работают. В ходе тренинга представители НКО смогли определить основные дефициты своих организаций, оценить и оптимизировать уже имеющиеся ресурсы, расширить ассортимент фандрайзинговых и крауфандинговых инструментов, сделать первые шаги для создания собственной стратегии привлечения ресурсов.
Жанна Котова, эксперт портала Моя Россия.рф, специалист по развитию гражданского общества Фонда развития цифровых технологий в социальной сфере:
- Развитие НКО и гражданских инициатив становится все актуальнее, особенно в регионах, потому что жизнь стремительно меняется. Люди на местах видят проблемы и реагируют на них, предлагая методы решения для своей целевой аудитории более оперативно, чем органы власти. Поэтому важно выстраивать сотрудничество с НКО, совместно улучшая жизнь жителей своего региона. Гражданских активистов становится все больше, эта тенденция будет продолжаться. Цель моего приезда в Амурскую область – рассказать об опыте других регионов по развитию гражданских инициатив по привлечению ресурсов на свои проекты, есть очень хорошие практики, которые можно проанализировать и адаптировать у вас в области. На мой взгляд, региону нужна единая программа по поддержке некоммерческого сектора и гражданских инициатив, без которой должного развития не будет. Разумеется, под каждую программу требуется финансирование, но сектор НКО может на каждый вложенный бюджетный рубль привлечь не менее 2 рублей из разных источников, в том числе из федерального бюджета. Я рада, что есть заинтересованность органов власти, отвечающих за внутреннюю политику региона и понимание, что эту программа необходима и нужны новые подходы. Поэтому уверена, что работа будет проделана. Очень важно, что мы вместе и на правильном пути – бизнес, общество и власть.
Наталья Мироненко, руководитель городского общества родителей детей-инвалидов «Мы вместе», г. Свободный:
- Знания и навыки, полученные на первом тренинге, мы успешно смогли реализовать в нескольких он-лайн проектах – «Подари любовь ребенку», «Зажги синим», акция разноцветных носков, «Оранжевое настроение». О последнем расскажу подробнее. Он был посвящен международному Дню человека с синдромом Дауна, который отмечается во всем мире 21 марта. Нашей целью было привлечь внимание к проблемам людей с синдромом Дауна, объединить семьи, воспитывающие детей- инвалидов. Через социальные сети мы организовали оранжевый флешмоб, предложив всем желающим сфотографироваться с апельсинами. Этот фрукт оранжевого цвета ассоциируется с солнцем, а детей с синдромом Дауна, как известно, называют солнечными. Приобрести апельсины нам помогли наши постоянные партнеры – ООО «Спецавтохозяйство», генеральный директор Олеся Владимировна Языкова. В акции приняли участие не только амурчане, но и жители Приморья, других регионов и даже стран. Сотрудники итальянской компании «Текнимонт», работающие на строительстве газоперерабатывающего завода, попросили у нас корзину с апельсинами, сфотографировались и сделали большой коллаж из фото. В общем, наша акция стала международной, стала заметным, ярким событием, привлекла внимание большого количества людей. Это был наш первый опыт работы в таком формате, будем его продолжать. Я считаю, что нужно продвигаться и дать детям место в этом мире. Формировать у широкой общественности уважение и право солнечных детей сохранять свою индивидуальность.
Впереди у «Пульса» много планов: благотворительные игры «Котоквиз», средства от которых будут направлены на решение различных социальных проблем; обучающий тренинг с привлечением столичных специалистов «Информационные ресурсы для финансовой устойчивости НКО; областной конкурс «Амурский благотворитель», который станет дополнительной мотивацией для участия представителей бизнеса в проектах некоммерческих организаций. Торжественная церемония награждения станет событийным итогом проекта и дополнительной площадкой для налаживания связей между НКО и социально-ответственным бизнесом. Команда проекта считает, что некоммерческие организации Амурской области, стремящиеся к финансово-экономической устойчивости, приняв участие в проекте «Фандрайзинг для успешного развития» смогут выйти за пределы привычных форматов деятельности и получат новые, современные «рецепты» привлечения ресурсов.