В Амурской государственной медицинской академии прошел Всероссийский образовательный форум «Наука и практика в медицине»
Искусственный интеллект – не вместо, а вместе с врачом
В Амурской государственной медицинской академии прошел Всероссийский образовательный форум «Наука и практика в медицине». Врачи из Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Томска, Казани, Читы, Барнаула, Хабаровска и Владивостока, Благовещенска. Ведущие специалисты симуляционного обучения в медицине говорили о том, как новые технологии могут усовершенствовать и улучшить процесс подготовки врачей всех специальностей, о передовых технологиях, искусственном интеллекте и о трансформации, которую принесла в медицину эра цифровизации.
Возможности искусственного интеллекта широки – он поможет ставить диагнозы, предлагать прогнозы развития заболевания и схемы лечения. Нужно оперативнее внедрять эти технологии в жизнь.
Во время форума было подписано Соглашение о расширении сотрудничества в реализации проекта медицинской нейросети и подготовке врачей-специалистов симуляционного обучения в Благовещенске между Амурской медакадемией и общероссийской организацией РОСОМЕД.
Евгений Рипп, руководитель Аккредитационно-симуляционного центра ФГБУ НМИЦ им. В. А. Алмазова Минздрава Росси?и, чен Правления РОСОМЕД, Председатель комиссии по международному сотрудничеству:
– Медицинская симуляции – это любая замена пациента в медицинском процессе. Технологии сейчас такие, что степень реалистичности медицинских роботов доходит до крайности – уже есть программно-аппаратные комплексы с внешней оболочкой человека – они моргают, разговаривают, у них бьется сердце. Мы берем такого робота и привозим в конкретную палату интенсивной терапии или в приемный покой, где вокруг все настоящее. И в такой ситуации учим студентов отрабатывать навыки оказания неотложной помощи – робот позволяет это сделать великолепно.
Учеба на роботах происходит в симуляционных центрах всех медицинских вузов страны. Уже пять лет для выпускников вузов, курсов повышения квалификации и ординаторов есть процедура аккредитации – фактически это процедура допуска к осуществлению врачебной деятельности.
Сама технология существует давно, но в последние годы робот становится все больше похожим на человека. И важность такого симуляционного обучения сложно переоценить. Можно 10 раз не спасти робота, но необходимо обязательно спасти пациента. Человека «перезагрузить» в случае неудачи нельзя. Навыки, полученные в виртуальной реальности, врачи переносят в реальную клиническую практику и в итоге делают меньше ошибок. Медицина развивается, и искусственный интеллект приходит в сферу здравоохранения – есть роботы, которые производят хирургические вмешательства, диагностические комплексы. И даже есть нешуточные споры о том, сможет ли робот совсем заменить живого врача. Но пока все же мы склонны рассматривать их как хороших помощников. Конечно, в хирургии точность движений робота выше, чем у человека, но все же этим умным комплексом управляют люди. В диагностике многие манипуляции робот также способен взять на себя (МРТ, томография, генетические анализаторы). Но чтобы поставить диагноз, нужно еще поговорить с пациентом. А это под силу только реальному врачу с его эмоциями и сочувствием.
– Симуляционные центры открыты в стране благодаря Минздраву России, – подчеркнул Александр Колыш, исполнительный директор РОСОМЕД. – Без прохождения обучения на симуляторах и сдачи аккредитации врачей просто не допускают к работе. Медицинские роботы, которые дышат, моргают и т.д., нужны для того, чтобы как можно точнее могли смоделировать состояние живого человека. У многих уже даже «физиологический» ответ – на введение препаратов или манипуляции врача они отвечают так, как бы это делал реальный пациент. На роботах можем учиться отрабатывать гораздо больше состояний, чем в том случае, если бы студенты учились на живых людях, потому что здесь нет риска для пациентов. Сейчас тренажеры существуют более чем для семидесяти различных профессий в медицине, и они очень помогают. Например, ультразвуковой симулятор для УЗИ- исследований. Казалось бы, студенты могли бы учиться друг на друге, но только в симуляторе мы можем найти тысячи различных патологий и обучить тому, как увидеть тот или иной орган, опознать ту или иную патологию. И тогда можно быть уверенным, что когда какая-то редкая патология попадется врачу, он ее сможет точно опознать, как видел это на симуляторе.
С помощью роботов отрабатываются даже навыки общения «Доктор-доктор», «Доктор-пациент», «Доктор – родители пациента», есть отработка общения со скандальным пациентом или с таким, который не может хорошо рассказать о себе и своих симптомах. В роботах заложено множество сценариев, все они сделаны по различным протоколам оказания медицинской помощи. Еще недавно в медицинском сообществе много спорили о симуляционном обучении, особенно скептически были настроены «маститые доктора», которые учились у постели больного или в операционной. Но сейчас таких споров уже нет. Все поняли, что симуляторы – это не замена, а дополнительный этап. Благодаря роботам до автоматизма отрабатываются манипуляции, которые не хотелось бы отрабатывать непосредственно на пациентах.
Татьяна Заболотских, ректор Амурской государственной медицинской академии:
– У нас в академии работает Аккредитационнно-симуляционный центр третьего, высшего, уровня. Этому соответствует весь набор оборудования, укомплектованность и высокая квалификация кадров. Мы учим и студентов, и ординаторов, у нас проходят аккредитацию врачи после переобучения на другую медицинскую специальность или повышения квалификации. Кроме того, на нашей базе учится оказанию первой помощи гражданское население. И благодаря соглашению с РОСОМЕД, которое подписано во время Всероссийского образовательного форума «Наука и практика в медицине», со следующего года мы будем сами учить специалистов симуляционного обучения и выдавать дипломы РОСОМЕД. Но мы пошли еще дальше. В академии создана лаборатория, где будет исследоваться искусственный интеллект для применения его в медицине. Своей задачей мы поставили создать новый цифровой продукт, который будет максимально полезным обычному участковому врачу и его пациентам – виртуального помощника врача, который с помощью нейросети способен анализировать большие массивы информации, сопоставлять их с жалобами конкретных пациентов и выдавать оптимальные схемы лечения. И эти разработки смогут быть внедрены в практическое здравоохранение. Обезличенные массивы медицинских данных мы получим в медицинской сети региона и страны, апробация будет проходить на базе нашего симуляционного центра. У нас есть для этого необходимый потенциал. Этот проект поддержал лидер симуляционного обучения в стране – РОСОМЕД, мы подписали соглашение о расширении научного сотрудничества в реализации проекта по созданию нейросети на основе искусственного интеллекта, углублении сотрудничества в сфере науки, реализации научных разработок, представляющих практический интерес.
Во время форума «Наука и практика в медицине» на Всероссийской олимпиаде по практическим навыкам соревновались команды студентов медицинских вузов. Задание олимпиады было сформулировано таким образом, чтобы воссоздать реальную ситуацию, которая может возникнуть в стационаре. В данном случае это был «приемный покой», где бригаде медиков нужно было оказать помощь пациенту после ДТП, срочно поступившему с остановкой сердца и так называемому «трудному пациенту», роль которого исполнял волонтер. Его задачей было максимально мешать врачам и усложнять работу бригады. «Такие случаи нередко бывают в реальной жизни, и поэтому действия врачей должны быть максимально отточены и скоординированы, чтобы не потерять драгоценное время и оказать помощь всем пациентам», – говорят организаторы.