На Сахалине прошла научно-практическая конференция
Артем Корзеев: как учить детей в школе, чтобы потом не пришлось их переучивать в вузе
На Сахалине прошла научно-практическая конференция «Современное образование в островном регионе: проблемы и перспективы в контексте глобальных вызовов». В ней принял участие Артем Корзеев, руководитель региональных образовательных проектов Яндекс.Учебника. Артем Корзеев рассказал корреспонденту ДП о функциональной грамотности школьников, почему это важно и каким образом онлайн-ресурсы могут помочь учителям решить эту проблему.
- Как обстоят дела с функциональной грамотностью в России?
- Показатели функциональной грамотности школьников в РФ находятся примерно в середине международного рейтинга PISA. Российские 15-летние школьники занимают 31 место из 77 по читательской грамотности, 30 место из 78 по математической и 33 место из 78 по естественно-научной. Тестирование проводится каждые три года и измеряет способность учеников применять изученные в школе навыки для решения реальных жизненных проблем.
Очевидно, нашей стране есть, куда расти. Сейчас и государством, и бизнесом делается очень многое, для того чтобы развивать функциональную грамотность школьников. У крупных, средних и даже совсем небольших компаний появляется множество проектов, направленных на развитие детей и подростков.
Функциональная грамотность нужна каждому человеку. Для чего? В советские времена тем, кто приходил в институт, часто говорили: «Забудьте всё, чему вас учили в школе». Приходя на работу, слышали: «Забудьте всё, чему вас учили в университете». Так вот, функциональная грамотность прямо противоположна этому тезису. Она подразумевает преемственность знаний: все, что мы узнаем, должно в конечном итоге направляться на решение тех жизненных задач и ситуаций, с которыми мы сталкиваемся.
– Этот вопрос поднимается только из-за международных рейтингов, или у педагогов есть другие мотивы?
— Для современного педагога важно заниматься развитием «гибких навыков», которые напрямую связаны с функциональной грамотностью, своих учеников. Это предписано на уровне ФГОСов. Однако практических инструментов для этого у учителя не так много. Существуют задания, которые помогают оценить уровень функциональной грамотности школьников, но заданий, которые помогали бы этот уровень повысить, крайне мало. Они по большей части сложные, метапредметные, и воспринимаются и учителями, и учениками как нечто необязательное и неприятное.
Да и сама по себе функциональная грамотность сегодня как никогда актуальна. Это понятие появилось в 1957 году — тогда оно включало в себя только навыки чтения и письма, которые человек мог бы использовать в повседневной жизни для решения бытовых проблем: походов в магазин, ознакомления с документами и так далее. Раньше оно применялось, в основном, ко взрослому населению. Современный мир диктует новые правила: людям важно развивать способность применять свои знания еще в школьном возрасте. И теперь это относится не только к чтению и письму. Функциональная грамотность нужна, чтобы сделать школу менее оторванной от реальной жизни.
В связи с этим становится очевидным, что её формирование нужно не только для международных рейтингов. Это действительно важный навык, с помощью которого человек может успешно существовать в социуме. В этом случае рейтинги становятся тем, чем они и должны быть: просто инструментом измерения.
– Расскажите, как Яндекс.Учебник помогает решить проблему функциональной грамотности?
– Всё, что с этим связано, мы развиваем вместе с Галиной Сергеевной Ковалёвой — кандидатом педагогических наук, заведующей Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования. Она и ее команда являются разработчиками заданий PISA в России. Сейчас цифровые образовательные ресурсы в нашей стране делают первые шаги: у нас есть подборки заданий на работу с информацией. 5 октября мы запустили годовой проект «Марафон по функциональной грамотности». Он включал диагностику компетенций учителя в области ФГ, обучающий курс, метапредметные задания для учеников 1-4-х классов, направленные именно на формирование, а не на проверку навыков по работе с информацией, это забег на длинную дистанцию. По итогам марафона учитель получал карту компетенций своих учеников, отчет, где было видно динамику развития навыков. На сайте ресурса мы разместили учебник по работе с информацией.
– Влияет ли как-то на формирование функциональной грамотности то, какими средствами она формируется: цифровыми или традиционными?
– Я не видел исследований, которые бы говорили, что развитие ФГ возможно только аналоговыми средствами, а не цифровыми, или наоборот. Ведь всегда можно отправлять бумажное письмо, а можно электронное. Это просто вопрос удобства. Наш образовательный ресурс имеет доказанное влияние на образовательный результат в целом и точно не делает хуже. Мы выяснили это, проведя совместное исследование с НИУ ВШЭ. Насколько я знаю, на данный момент на рынке нет цифровых заданий, прицельно направленных на формирование навыков, которые замеряет PISA, и в этом смысле цифровые платформы предлагают уникальный продукт.
– Существует мнение, что онлайн-образование увеличивает функциональную неграмотность. Так ли это?
– Я думаю, чтобы глобально ответить на этот вопрос, нужно отдельное исследование. Но по косвенным признакам то, что мы видим, что цифровые инструменты увеличивают эффективность образования – и функциональную грамотность как одну из составляющих образовательного результата тоже. Поэтому мне кажется, что тезис о том, что онлайн-образование увеличивает функциональную неграмотность, довольно спорный.
«Цифровая школа – это не только инструменты, но работа с полученными данными. В ближайшие несколько лет за счет работы с цифровыми образовательными ресурсами, электронными журналами и дневниками у учителя будет доступ к большому объему данных и к их анализу, поэтому нам
кажется важным, чтобы учитель уже сейчас начинал по-другому относиться к данным».
education.yandex.ru
- Как обстоят дела с функциональной грамотностью в России?
- Показатели функциональной грамотности школьников в РФ находятся примерно в середине международного рейтинга PISA. Российские 15-летние школьники занимают 31 место из 77 по читательской грамотности, 30 место из 78 по математической и 33 место из 78 по естественно-научной. Тестирование проводится каждые три года и измеряет способность учеников применять изученные в школе навыки для решения реальных жизненных проблем.
Очевидно, нашей стране есть, куда расти. Сейчас и государством, и бизнесом делается очень многое, для того чтобы развивать функциональную грамотность школьников. У крупных, средних и даже совсем небольших компаний появляется множество проектов, направленных на развитие детей и подростков.
Функциональная грамотность нужна каждому человеку. Для чего? В советские времена тем, кто приходил в институт, часто говорили: «Забудьте всё, чему вас учили в школе». Приходя на работу, слышали: «Забудьте всё, чему вас учили в университете». Так вот, функциональная грамотность прямо противоположна этому тезису. Она подразумевает преемственность знаний: все, что мы узнаем, должно в конечном итоге направляться на решение тех жизненных задач и ситуаций, с которыми мы сталкиваемся.
– Этот вопрос поднимается только из-за международных рейтингов, или у педагогов есть другие мотивы?
— Для современного педагога важно заниматься развитием «гибких навыков», которые напрямую связаны с функциональной грамотностью, своих учеников. Это предписано на уровне ФГОСов. Однако практических инструментов для этого у учителя не так много. Существуют задания, которые помогают оценить уровень функциональной грамотности школьников, но заданий, которые помогали бы этот уровень повысить, крайне мало. Они по большей части сложные, метапредметные, и воспринимаются и учителями, и учениками как нечто необязательное и неприятное.
Да и сама по себе функциональная грамотность сегодня как никогда актуальна. Это понятие появилось в 1957 году — тогда оно включало в себя только навыки чтения и письма, которые человек мог бы использовать в повседневной жизни для решения бытовых проблем: походов в магазин, ознакомления с документами и так далее. Раньше оно применялось, в основном, ко взрослому населению. Современный мир диктует новые правила: людям важно развивать способность применять свои знания еще в школьном возрасте. И теперь это относится не только к чтению и письму. Функциональная грамотность нужна, чтобы сделать школу менее оторванной от реальной жизни.
В связи с этим становится очевидным, что её формирование нужно не только для международных рейтингов. Это действительно важный навык, с помощью которого человек может успешно существовать в социуме. В этом случае рейтинги становятся тем, чем они и должны быть: просто инструментом измерения.
– Расскажите, как Яндекс.Учебник помогает решить проблему функциональной грамотности?
– Всё, что с этим связано, мы развиваем вместе с Галиной Сергеевной Ковалёвой — кандидатом педагогических наук, заведующей Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования. Она и ее команда являются разработчиками заданий PISA в России. Сейчас цифровые образовательные ресурсы в нашей стране делают первые шаги: у нас есть подборки заданий на работу с информацией. 5 октября мы запустили годовой проект «Марафон по функциональной грамотности». Он включал диагностику компетенций учителя в области ФГ, обучающий курс, метапредметные задания для учеников 1-4-х классов, направленные именно на формирование, а не на проверку навыков по работе с информацией, это забег на длинную дистанцию. По итогам марафона учитель получал карту компетенций своих учеников, отчет, где было видно динамику развития навыков. На сайте ресурса мы разместили учебник по работе с информацией.
– Влияет ли как-то на формирование функциональной грамотности то, какими средствами она формируется: цифровыми или традиционными?
– Я не видел исследований, которые бы говорили, что развитие ФГ возможно только аналоговыми средствами, а не цифровыми, или наоборот. Ведь всегда можно отправлять бумажное письмо, а можно электронное. Это просто вопрос удобства. Наш образовательный ресурс имеет доказанное влияние на образовательный результат в целом и точно не делает хуже. Мы выяснили это, проведя совместное исследование с НИУ ВШЭ. Насколько я знаю, на данный момент на рынке нет цифровых заданий, прицельно направленных на формирование навыков, которые замеряет PISA, и в этом смысле цифровые платформы предлагают уникальный продукт.
– Существует мнение, что онлайн-образование увеличивает функциональную неграмотность. Так ли это?
– Я думаю, чтобы глобально ответить на этот вопрос, нужно отдельное исследование. Но по косвенным признакам то, что мы видим, что цифровые инструменты увеличивают эффективность образования – и функциональную грамотность как одну из составляющих образовательного результата тоже. Поэтому мне кажется, что тезис о том, что онлайн-образование увеличивает функциональную неграмотность, довольно спорный.
«Цифровая школа – это не только инструменты, но работа с полученными данными. В ближайшие несколько лет за счет работы с цифровыми образовательными ресурсами, электронными журналами и дневниками у учителя будет доступ к большому объему данных и к их анализу, поэтому нам
кажется важным, чтобы учитель уже сейчас начинал по-другому относиться к данным».
education.yandex.ru