Белые красавцы-автобусы с надписью «Автосфера» уже стали привычными на улицах Благовещенска
Ирина Мунгалова: «Не делю бизнес на мужской и женский»
Белые красавцы-автобусы с надписью «Автосфера» уже стали привычными на улицах Благовещенска, без них не обходится ни одно более-менее значимое мероприятие в городе.
Их «собратья» поменьше деловито снуют между областным центром и городами и селами Приамурья или везут сотрудников амурских предприятий к месту работы. Чтобы туристы, работники, школьники, гости области вовремя прибыли в точку назначения, об этом заботятся работники ООО «Автосфера», возглавляемого Ириной Мунгаловой, которая уже двенадцать лет руководит автотранспортным предприятием.
Семейное дело
– Ирина Александровна, вы заняты довольно брутальным бизнесом, что непривычно. Перевозки в первую очередь ассоциируются с крепким мужчиной, который ас – в технике, все держит под контролем. Как вы попали в эту сферу?
– Пришлось, так как ушел из жизни мой папа, который поднял этот бизнес. На семейном совете мне доверили продолжать его дело. Начинать было сложно, так как эту сферу я не знала. Но постепенно ее осваивала, вникала в нюансы, подбирала людей. Опыт руководителя у меня уже был. В торговом колледже получила образование по специальности «коммерческое дело». Нас учили менеджменту, целенаправленно развивать свой бизнес. Кстати, я считаю устаревшим стереотипом деление бизнеса на мужской и женский, все зависит от способностей человека вести предпринимательскую деятельность, от стремления идти вперед и развиваться.
Мне помогло и то, что до перевозок отец занимался торговлей, а я была помощницей. Замечала, как он работает, общается с людьми, Можно сказать, это он меня научил всему. Потом уехала в другой регион, где руководила отделом агентства недвижимости.
Опыт был, но все же, когда возникла необходимость заменить отца, полностью погрузиться в незнакомую сферу, долгое время преследовал синдром самозванца. Казалось, что я не на своем месте. Такое чувство было больше года. По мере погружения в работу пришла уверенность в себе.
Помогло и мое второе образование. В университете освоила профессию экономиста.
Сразу просчитала направления, по которым работали – междугородние перевозки через автовокзал и заказные перевозки. Убедилась, что не всегда из областного центра отправляются полные автобусы, бывают моменты, когда пассажиров мало. Нюансов, влияющих на междугородние перевозки, много. Из сел люди переезжают на постоянное место жительства в город. Есть сезонный фактор: летом студенты уезжают на каникулы. Увеличилось количество личных машин. Из года в год развиваются сервисы, в которых можно найти попутчика, если едешь в какой-то населенный пункт.
Свободная ниша
Я поняла, что нужно развивать ту нишу, которая была не занята – заказные перевозки. Начала работать со свадебными журналами, заказала элементы украшения для техники. Пошли первые заказы. Я сама показывала клиентам автобусы, декор. Со временем добавились другие виды перевозок, стали заказывать автобусы для доставки сотрудников. Пришлось расширять штат – приняла на работу диспетчера, других специалистов.
Научилась разбираться в технике: какие автобусы нужно покупать, как их обслуживать, регистрировать. Сейчас у нас есть и легковые автомобили-внедорожники, есть разные по вместимости, по степени комфортабельности, проходимости автобусы.
Постепенно мы стали стабильно работающей компанией с большим автопарком, регулярно приобретаем новые автобусы.
Выполняем междугородние рейсы. Каждый день обязательно автобусы «Автосферы» едут в Белогорск и Серышево. Есть рейсы в Константиновку, Новокиевский Увал, Новобурейский. Занимаемся перевозками по Благовещенску и в пригород. Перевозим сотрудников предприятий и организаций, предоставляем автобусы для частных заказчиков.
Когда начинала, коллектив был около десяти человек. Постепенно он поменялся и увеличился.
– В маркетинге есть понятие – уникальное торговое предложение. Что «Автосфера» может предложить амурчанам?
– «Автосфера» – одна из немногих компаний, которые в Благовещенске занимаются перевозками детей. У нас работает специалист, специализирующийся только на этом направлении. Тут есть свои сложности. Детей можно перевозить на специально оборудованном транспорте. Перед поездкой нужно оформить целую кипу документов. Очень трудоемкий вид перевозок.
Нас привлекают для транспортного обслуживания знаковых для области мероприятий. Возили туристов на запуск ракеты на космодром «Восточный», помогали артистам «Амурской осени» добираться до площадок, где проходил фестиваль.
Можем одновременно перевезти до 500 человек. Недавно взяли в лизинг уникальную технику: автобус, в котором оборудован салон повышенной комфортности, для удобства установлены туалет, кулер и холодильник. Аналогов ему в области нет, его специально по нашему заказу делали на заводе.
Стараемся поддержать незащищенную категорию граждан. К нам обращаются работники из социальных учреждений, и по их просьбе даем автобусы для перевозки ребятишек из социальных центров помощи детям, пожилых людей из Дома ветеранов.
Да, наша компания – не монополист на рынке перевозок. Но конкурентов не боимся. Они, наоборот, стимулируют развиваться, улучшать текущую работу.
– Любой бизнес сталкивается со сложностями. Что было самым сложным для вас?
– Может быть, со стороны кажется, что все легко дается. Это не так. Обстоятельства не всегда на нашей стороне. Самым серьезным испытанием за все годы работы компании стала пандемия короновируса. В области отменили все мероприятия, экскурсии. Люди сидели по домам. Заказов почти не стало, а по обязательствам платить было нужно. Но мы справились.
Сложно бывает еще и потому, что мы постоянно развиваемся, берем «трудные высоты». Построили новые боксы – до сих пор выплачиваем кредиты. Регулярно обновляем технику – берем ее в лизинг. Чтобы преодолеть все трудности, совершенствуем старые направления и ищем новые. Это сложно, но интересно. Главное – работа есть, и ее на данный момент много.
– Ваши родные помогают вам?
– Мои главные помощники, советчики и единомышленники – муж, старший сын и мама. Супруг Александр в компании работал еще при отце. Сейчас он – главный механик. Вся техника, ремонт держатся на нем. Старший сын Степан трудится специалистом по выпуску транспортных средств, а также отвечает за компьютерную технику и программное обеспечение.
Мама у нас занимается предрейсовыми медосмотрами. Несмотря на то, что уже давно на пенсии, она как настоящий представитель поколения советской закалки не мыслит себя без работы, и после того, как мама закончила трудовую деятельность в поликлинике, не смогла сидеть дома и пришла к нам.