Амурский областной театр кукол, отметивший в нынешнем году свое 60-летие, всегда стремится быть интересным и полезным зрителям разного возраста. Об этом говорят нашумевшие спектакли «Господа Скотинины», «Оскар и Розовая дама», «Disklaimer по Оруэллу», « Мцыри» с успехом прошедшие в прошлых сезонах. «Миссия театра - не только воспитывать зрителей, но развивать их, помогать отвечать на сложные вопросы, которые задает жизнь», – считает главный режиссер театра Владимир Михельсон. Владимир Григорьевич совсем недавно приехал в Благовещенск. Он работал режиссёром Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова, главным режиссёром Московского государственного театра киноактёра. Ставил спектакли на сценах Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, Томска, Москвы, Петрозаводска, Тирасполя, Ташкента, снимался во многих фильмах.
- Владимир Григорьевич, чем привлекла вас работа в Амурском театре кукол?
- Это была моя инициатива. Я долго не могу находиться на одном месте, хочется выходить из зоны комфорта, осваивать что-то новое. Несмотря на мой большой режиссерский и актерский опыт, в театре кукол я никогда не работал. Но обучал актерскому мастерству артистов театра кукол. Поэтому возможность поработать в Благовещенске показалась мне очень интересной. Честно говоря, так далеко от центра страны я еще не забирался. Город мне понравился, я его обошел чуть не весь пешком. Нравятся люди, тип лица кажется мне близким и родным, таким, какой был в Петербурге много лет назад – по крайней мере, доллары в глазах у людей не бегают. Мне уютно здесь, не чувствую себя чужим, как, например, в Москве.
- Какими проектами вы сейчас заняты?
- Я активно включился в подготовку новогоднего спектакля «Ослик Плюш» по мотивам сказки детского писателя Генриха Сапгира. Подредактировал пьесу, т.к. она немного устарела. Подготовил к постановке сказку Пушкина «О попе и работнике его балде», по книге Григория Остера «38 попугаев», «Новый год у Карлсона», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» по Салтыкову-Щедрину. Кстати, в 2026 году исполнится 200 лет со дня рождения великого русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Это не значит, что все названные мной пьесы сразу будут включены в репертуар, т.к. он сформирован задолго до моего приезда. Но, надеюсь, что-то из задуманного воплотится в жизнь. С молодой актрисой театра Еленой Бреус готовим моноспектакль по детским стихам Саши Черного, думаю, это будет интересный эксперимент.
Выбор репертуара очень важен для театра. Нужно стремиться, чтобы в нем прослеживалась определенная линия, направление, которому следует коллектив. Тогда будет видно его лицо, понятен посыл, с которым творческая группа обращается к зрителям. Я свою задачу как главный режиссер вижу в том, чтобы театр нашел свои темы, на которые ему интересно говорить со зрителем.
- Театр кукол строит свою репертуарную политику в расчете на меленьких зрителей, для них он и создан. А как быть с подростками? ТЮЗа у нас в городе нет, поэтому аудитория от 13 до 16 остается практически не охваченной
- С репертуаром, пьесами для подростков существуют большие проблемы по всей стране, этот возраст, видимо, сложен для драматургов, можно скатиться либо в нравоучительство, либо в сюсюкание, что юные зрители сразу считывают и не принимают. Подростки говорят: «Это не про меня». Очень хочется, чтобы театр был интересным всем, имел как можно большую аудиторию. Такой опыт был в Петербурге. В начале шестидесятых годов прошлого века главный режиссер Ленинградского ТЮЗа Зиновий Корогодский произвел маленькую театральную революцию - заставил взрослых ходить в детский театр. Весь город как будто впал в детство. За билетами в ТЮЗ выстраивались километровые очереди. Подобный успех повторить сложно, это очень большая кропотливая работа, но нужно к этому стремиться.
- В чем, на ваш взгляд, основное отличие драматического театра от театра кукол?
- У театра кукол больше возможностей, чем у драматического. Зритель, приходя на спектакли драмтеатра, хочет правдоподобия. В театре кукол больше условностей, свободы для творчества и фантазии. Этим и нужно пользоваться, развивая у маленьких зрителей интерес к искусству, пробуждая фантазию, способность сопереживать героям. Значение театра для становления личности человека сложно переоценить.
- Вы представили на сцене арт-галереи Пушкарев несколько моноспектаклей, которые тепло встречены зрителями. Расскажите, как вы над ними работаете, по какому принципу отбираете стихи, авторов?
- Принцип отбора самый простой – беру то, что люблю сам, что легло на душу. Вначале набираю массу, ищу внутренний сюжет. В драматическом спектакле важен внешний сюжет, в моноспектакле его нет, внешне как будто ничего не происходит. Но есть внутренний сюжет – когда я начинаю спектакль, перед зрителями предстает один человек, а заканчиваю - совершенно другой, который сквозь себя пропустил мир автора. Стихи я отбираю, опираясь на свой вкус, интуицию, проникновение в текст. Затем подбираю музыку – обычно это мои любимые Бах, Шостакович. Так собираю свой спектакль воедино, ищу способы выражения того, что внутри меня. Часто спрашивают- сложно ли запомнить такую массу стихов? Это серьезная работа, но помогают актерский опыт, увлечение поэзией и прозой.
- Не было у вас опасения, что зрители не пойдут смотреть спектакль в стихах по Маяковскому, которого принято считать советским плакатным поэтом?
- Опасения, конечно, были. И очень приятно, что они не оправдались. Действительно, стихи Маяковского у большинства ассоциируется с агитками и транспарантами, с плакатами в паспортном отделе милиции. Но ранний Маяковский был совсем другой. Я был потрясен емкостью, упругостью, сумасшедшими образами его стихов. И мой моноспектакль родился из стремления преодолеть стереотипное представление о нем как о пролетарском поэте, показать тонкого лирика, человека мятущегося, влюбленного. В моем творческом багаже еще несколько моноспектаклей: по стихам Иосифа Бродского, по рассказам Михаила Зощенко, по произведениям Юза Алешковского, все будут представлены на сцене арт-галереи Пушкарев.
- Каковы ваши театральные предпочтения?
- Моя любовь - театр Петра Фоменко в Москве. Я дружил с Петром Наумовичем, ходил почти на все премьеры, репетиции, он тоже приходил ко мне на премьеру, когда я в театре Елены Камбуровой ставил спектакль. Мои любимые его работы – «Три сестры» и «Сказка Арденнского леса» - спектакль, которым он попрощался со зрителями. Также люблю «Сатирикон», Константин Аркадьевич Райкин – это человек, который занимается профессией 24 часа в сутки, он ей полностью живет и это всегда видно на сцене. Так же самоотверженно преданы профессии актеры его труппы.
- По словам Константина Райкина, в любом городе мира, где есть театр, в него ходит не более 10% населения. Если человек хоть раз в жизни пришёл в театр, он уже попадает в эти 10%. А абсолютное большинство жителей любого, даже самого культурного города, в театр не ходят никогда. Как вы считаете, можно ли увеличить эти самые 10%? И способствует ли этому театр кукол?
- Это первая ступенька, ведущая маленького зрителя к любви и преданности театру, который рассказывает ему о добре и зле, помогает понять, что такое хорошо, что такое плохо. Чем старше становится маленький человек- тем сложнее конфликт пьесы, спектакля, тем больше участия требуется от зрителей. Зацепить их и предложить актуальную, волнующую тему, поговорить на злободневные темы – задача театра. Но без назидательности, потому что только знания, добытые самостоятельно, имеют ценность.
И тогда и маленькие, и подрастающие зрители войдут в те самые 10%, а, возможно, и увеличат эти цифры.
Беседовала Наталья Пиджукова
Фото Алены Стародумовой