2023 год объявлен Годом педагога и наставника
Педагог – это важнейшая миссия
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Это призыв поднять престиж профессии не только к педагогам, но и к родителям, журналистам, власти. Ведь все профессии начинаются с учителя.
Как Год наставника и педагога пройдёт в нашем регионе.
Об этом рассказывает ректор БГПУ В. В. Щёкина.
– Как вы считаете, профессия педагога – это престижно и что сейчас делается для повышения статуса учителя?
– Безусловно, профессия педагога становится более востребованной и престижной. Думаю, что причиной интереса стало возросшее внимание государства к образованию. Мы видим, что все больше и больше строится новых школ и детских садов. Кроме этого, в плане повышения престижа профессии учителя активизировались и средства массовой информации.
Думаю, немаловажно и то, что из закона об образовании исчезло понятие «образовательная услуга», педагог всегда был и остается в центре системы образования как наставник, воспитатель. Это не оказание услуг, а важнейшая миссия и призвание. Также государство предприняло меры по освобождению учителя от несвойственных ему функций. Появились серьезные нормативные документы, которые прямо запрещают нагружать учителя ненужными отчетами, четко определяют перечень документов, за которые отвечает учитель. Это, безусловно, способствует повышению привлекательности профессии.
– Вера Витальевна, а как государство поддерживает педагогические университеты?
– В педагогических вузах России по инициативе президента России В. В. Путина созданы технопарки универсальных педагогических компетенций и педагогические технопарки «Кванториум». Благодаря этому проекту Минпросвещения в вузах появились новые образовательные пространства для качественной подготовки молодых педагогов. В новых лабораториях по физике, химии, биологии, информатике акцент сделан на практическую подготовку студентов. Кроме этого, в настоящее время в рамках реализации проекта «Учитель будущего поколения России» педагогические вузы апробируют механизм демонстрационного экзамена. Обучающиеся на практике смогут продемонстрировать владение теми или иными методиками преподавания предмета, форматами организации образовательного процесса.
– Каким должен быть современный учитель? Какими компетенциями обладать?
– Педагог становится тьютором, наставником, проводником ученика в мир знаний. Человеком, который уже не столько дает какие-то предметные знания, сколько является наставником по жизни, оказывает значительное влияние на воспитание и помогает ученику социализироваться, влиться в коллектив и решить проблемы с коммуникацией. Конечно же, велика роль учителя в плане профориентации и выбора профессии учащегося.
Кроме того, учитель должен быть готов к тому, что каждый ученик уникален и имеет свои индивидуальные потребности. Он должен быть готов к работе с детьми с ограниченными возможностями, детьми из разных культурных и социальных групп, а также с детьми, которые испытывают трудности в обучении. Помимо этого, современный учитель должен создавать условия для творческого развития одаренных детей и наставлять их на правильный путь к успеху. Только такой учитель сможет помочь своим ученикам раскрыть потенциал и достичь высоких результатов в жизни.
В целом хороший учитель должен обладать множеством компетенций, чтобы успешно выполнять свою работу. Быть не только знатоком предмета, но и способным передавать знания, воспитывать социальные и моральные ценности, работать с технологиями и адаптировать свой подход к обучению в зависимости от потребностей учеников. Поэтому меняются и подготовка учителя, и требования к компетенциям, которыми он должен обладать. В настоящее время в образовательных программах педвузов значительно увеличено изучение теории и методики воспитательной работы и значительно усилено внимание к формированию у будущих учителей информационно-коммуникационных компетенций.
Сегодня в наших образовательных программах значительно увеличивается время на изучение возрастной физиологии и психологии. Освоение этого материала поможет учителю в его будущей профессиональной деятельности.
Эти и другие изменения, отражены в образовательных программах подготовки педагогов благодаря разработке и внедрению по инициативе Минпросвещения РФ «Ядра высшего педагогического образования».
– 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, вследствие чего по всей России в течение этого года проведут различные мероприятия, цель которых — повысить престиж профессии педагога. Какие мероприятия уже прошли и какие планируются?
– Год должен быть насыщенным, интересным и содержательным – наряду с традиционными конкурсами, форумами и семинарами, которые в этом году будут наполнены особым смыслом, пройдут и совершенно новые акции и проекты, в том числе федеральные.
Год педагога и наставника мы открыли 26 января на Всероссийской научно-практической конференции «К. Д. Ушинский и образование в XXI веке», на которую были приглашены представители Министерства образования и науки Амурской области, педагоги и студенты.
3 марта нам посчастливилось первыми в стране открыть проект «Знание для будущих педагогов», организованный Обществом «Знание» совместно с Академией Минпросвещения и VK. В программу форума вошли лекции о видах государственной поддержки молодых учителей и возможностях выпускников педагогических вузов нашей страны, о педагогической мобильности и конкурсах на предоставление грантов для преподавателей.
27 марта – 2 апреля прошел весенний этап проекта «Университетские смены», участие в которых приняли школьники, состоящие в Российском движении школьников и молодежи (РДДМ). Мы встретили 40 ребят и 10 представителей педагогического сообщества из 7 регионов России, среди которых Ивановская, Рязанская, Новосибирская и Костромская область, Забайкальский край, Республика Саха-Якутия и Бурятия). На протяжении 7 дней участники погружались в проектную деятельность, знакомились с регионом и принимали участие в творческих активностях с вожатыми педагогических отрядов.
Также мы вошли во Всероссийский проект «Навигаторы детства» и уже 10 апреля встретили 160 слушателей из Иркутской области для обучения на курсах повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». Курсы организовали наши сотрудники, которые ранее прошли обучение в МДЦ «Артек».
Хочется отметить, что войти в реализацию федеральных проектов «Навигаторы детства» и «Университетские смены» позволило как раз таки наше участие в программе «Приоритет 2030».
– Вы уже упомянули про РДДМ, правда ли, что БГПУ первый в регионе открыл его отделение на базе высшего учебного заведения, для чего это вузу?
– С образованием РДДМ появилась возможность объединить заинтересованных студентов и школьников. На встрече Президента со студентами в МГУ имени М. В. Ломоносова 25 января 2023 года поступило предложение о создании отделения Движения при вузах, чтобы каждый желающий мог прийти, познакомиться с университетом, возможно, даже попробовать себя в профессии.
Владимир Владимирович поддержал эту инициативу, в результате по всей стране в День российской науки первичные отделения РДДМ «Движение Первых» открылись почти в 100 вузах, мы тоже вошли в это число и действительно первыми в регионе открыли отделение РДДМ.
Студенты БГПУ будут выступать наставниками для школьников — участников «Движения первых» в вопросах науки и технологий, профориентации, компетентностного и творческого развития.
– Вера Витальевна, БГПУ — не просто участник, но и победитель специального трека государственной программы «Приоритет 2030». Расскажите, пожалуйста, какая работа проходит в университете в рамках этой программы?
– Проект усилил позицию университета в ДФО за счет включения вуза в реализацию программ научно-педагогического сопровождения подготовки педагогических кадров и создания сети психолого-педагогических классов, а также дал нам возможность войти в реализацию федеральных проектов, про которые я говорила ранее. Символично, что начало реализации программы развития БГПУ в рамках «Приоритета 2030» совпало с Годом педагога и наставника.
На данный момент мы заключили соглашения о сетевом взаимодействии с вузами-партнерами («Уральский государственный педагогический университет», «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет») по реализации онлайн-курсов. Также было заключено соглашение о сотрудничестве БГПУ и ДВФУ и создана научно-образовательная лаборатория разработки образовательных технологий дополненной и виртуальной реальности, задачей которой является создание программного обеспечения для образовательных технологий VR/AR.
Мы продолжаем активное развитие сети психолого-педагогических классов. Так, общее количество профильных психолого-педагогических классов в Амурской области увеличилось с 16 в 2021 году до 66 в 2022 году, заключены договоры о подготовке педагогических кадров с Приморским и Камчатским краями, Чукотским автономным округом и Сахалинской областью.
Создано международное методическое объединение «Онлайн-кафедра РКИ» совместно с РУДН. Ее деятельность направлена на обмен педагогическим опытом в сфере преподавания РКИ, русской литературы и культуры России между преподавателями-практиками РФ и КНР.
Сейчас мы сосредоточились на развитии человеческого капитала – это стажировки для наших студентов на предприятиях реального сектора экономики Дальнего Востока и развитие системы повышения квалификации и стажировок сотрудников с целью ознакомления и внедрения лучших практик ведущих вузов.
Уже в марте мы представили отчет о реализации стратегического проекта за 2022 год и на основании его результатов получим финансирование на текущий год. Сейчас нам нужно сосредоточиться на ключевых задачах и сделать все возможное для улучшения процессов и повышения эффективности работы. Все это будет требовать усилий, но мы готовы к этому вызову и уверены в нашей способности достичь успеха.