Заслуженный артист России Роберт Салахов – один из самых любимых зрителями артистов Амурского театра драмы, более 30 лет работающий на амурской сцене. Недавно состоялись две премьеры спектаклей, в которых Роберт Илгизович выступил как режиссер. Какой режиссерский метод ближе актеру, какие темы наиболее актуальны сейчас для театра? На эти и других вопросы мастер сцены ответил корреспонденту ДП.
– «Афинские вечера» – пьеса драматурга Петра Гладилина написана специально для Льва Дурова и Ольги Аросевой. Кстати, мне посчастливилось увидеть спектакль с этими актерами на фестивале «Амурская осень» в Благовещенске. Пьеса очень актуальная, проблемы, затронутые в ней, понятны и близки каждому. Взаимоотношения разных поколений, право искать свой путь, а не идти той дорогой, которую предначертали твои родители, тема личностной свободы – эти аспекты актуальны всегда. Мне хотелось сделать подарок моей любимой актрисе – Анне Григорьевне Лаптевой, которая играет одну из главных ролей. Судя по реакции зала, по откликам, я понимаю, что наш спектакль отозвался в душах людей. Это самый лучший результат моей работы как режиссера, потому что при выборе пьесы я стараюсь найти болевые точки, чтобы зрители могли и посмеяться, и всплакнуть, и подумать.
Что касается второго спектакля «Ева всегда права», то он вышел на нашей экспериментальной малой сцене. По предложению директора театра Алексея Геннадьевича Самарина у нас появилось новое пространство, где можно импровизировать, реализовывать свои актерские и режиссерские амбиции, в общем, творить. Считаю эту идею очень классной, поэтому с удовольствием включился в эксперимент, зрители нас поддержали, им нововведение понравилось, они ждут интересного продолжения. Сейчас мы репетируем еще один спектакль – «Убить Дон Жуана». Мои коллеги тоже включаются в эксперимент. Актриса Екатерина Мартынова готовит моноспектакль, это ее полностью авторская работа. Уверен, новая площадка подарит зрителям интересные проекты.
– Режиссерская работа требует от вас новых профессиональных качеств?
– Это совершенно другая профессия. Создание спектакля– процесс многоплановый. Важно умение создать команду, необходимы организационные, хозяйственные навыки. Актер работает более локально, режиссер несет ответственность за весь спектакль. Безусловно, это очень хороший опыт, который дает актеру развитие.
– Какой режиссерский метод вам ближе?
– Я поклонник театра Петра Фоменко. Мне удалось посмотреть несколько его спектаклей, и я был поражен, как у него получается без ярких технических, музыкальных изобразительных элементов создавать на сцене триумф человеческого духа. Он не боялся экспериментировать, сочетая это стремление с традициями русского репертуарного театра и будучи приверженцем методам Станиславского. Фоменко был мастером контрастов, сменяя комичное трагичным, яркое музыкальное – сценами молчания, чтобы заставить зрителя неотрывно смотреть спектакль и сопереживать. В этом была цель Петра Фоменко — сделать нас лучше: не поразить, не шокировать, а заставить задуматься, но при этом дать надежду.
– Константин Райкин считает, что режиссура в современных спектаклях стала слишком густой и нескромной. По его мнению, великой считается та режиссура, которая незаметная и растворена в актерах. И, хотя весь спектакль полностью пронизан режиссером, он не должен чувствоваться каждую секунду. А сейчас, говорит Райкин, режиссура все время пытается выставить себя на первый план, что кажется ему утомительным (источник: https://moika78.ru/). Что вы думаете по поводу нескромной режиссуры?
– Да, подобная тенденция проявляется все чаще, мы видим такую режиссуру во многих спектаклях, особенно московских театров. Когда режиссер хочет показать себя, забывая, что главное – это все-таки литературный материал. И в итоге классику невозможно узнать. Я вовсе не против экспериментов, необязательно ставить классику, как это делали в прошлых веках. Можно одеть персонажей в современные костюмы, можно перенести действие в сегодняшние интерьеры. Самое главное – сохранить внутренние линии пьесы, донести заложенный автором смысл. По моему мнению, русский драматический театр начал возвращаться к истокам, уходит увлеченность формой.
– Несколько лет назад вы уезжали в другой регион, в Севастополь, работали в театре Черноморского флота. Этот период был для вас выходом из зоны комфорта? Что это дало вам в профессиональном развитии?
– Я считаю, что такие «встряски» необходимо иногда делать каждому. Это возможность посмотреть на себя немного со стороны, переосмыслить свой творческий путь, чему-то научиться. Мне удалось посотрудничать с другими актерами, режиссерами, сняться в 6 кинофильмах – работа в кино тоже была новым опытом. По приглашению Амурского театра драмы я вернулся. Не жалею об этом опыте, он еще больше укрепил меня в профессии, в творчестве, дал импульс.
– Современный театр стремительно меняется, возникают новые тенденции. Как вы следите за всеми новшествами, как развиваете себя и самосовершенствуетесь?
– У нас такая профессия, что внутренняя работа над собой, над ролью, над спектаклем никогда не прекращается. Наблюдения, впечатления, рассказы людей – все идет в актерскую «топку». Стараюсь смотреть спектакли в интернете, следить за новинками кинематографа. В прошлом году прошел обучение онлайн и получил документ, подтверждающий право преподавать театральные дисциплины в Амурском филиале ГИТИСа, который вскоре должен открыться. Это для меня новый вызов.
– У вас был очень удачным опыт работы в дуэте с заслуженным артистом РФ Игорем Булатовым. Ваши «новые бабки» смешили людей на праздниках и корпоративах. Это тоже грань профессии, дающая необычный опыт?
– Мы с Игорем не только бабок изображали. У нас было очень много персонажей: Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, Ленин и матрос Железняк, Петр I и Меньшиков, Наполеон и Кутузов. Я также много работал не только в стенах театра. Вел программу на Авторадио, на ТВ, был Колорадским папой. Меня часто упрекали, мол, негоже заслуженному артисту России распыляться таким образом. У меня другое мнение – артист должен быть ближе к людям. Вспомним площадной театр дель арте, где нет никакого расстояния между зрителем и артистами, который был настоящим народным искусством. Для актера это и возможность сверкнуть другими гранями, и подзаработать, ведь наша профессия далеко не самая высокооплачиваемая.
– Какие еще интересные проекты готовите в нынешнем сезоне?
– Скоро состоится премьера спектакля «Собака на сене», в котором я занят как актер. К юбилею Победы репетируем спектакль «Не покидай меня» о судьбе девушек-разведчиц, это еще одна моя режиссерская работа. Сезон очень насыщенный. Осенью театр поедет на гастроли в Улан-Удэ. Зрителей ждет много премьер, в том числе и на экспериментальной сцене. Замыслов и планов у меня много, надеюсь, все осуществятся.