В рамках российско-китайского экономического форума «АмурЭкспо» пресс-службой правительства Амурской области был организован пресс-тур по важнейшим строящимся объектам Приамурья, в котором приняли участие журналисты «Делового Приамурья». Рассказываем о некоторых объектах.
За последнее десятилетие Амурская область значительно продвинулась вперед в различных сферах экономики и продолжает наращивать темпы развития. В регионе успешно реализуются крупные инвестиционные проекты, что способствует дальнейшему укреплению его позиций на международной арене. Среди них – строительство Амурского газоперерабатывающего завода и Амурского газохимического комплекса. Мощность Амурского ГХК составит 2,7 млн тонн в год полимеров: 2,3 млн тонн в год – полиэтилена и 0,4 млн тонн в год – полипропилена. Этиленовый пиролиз с единичной мощностью в 2,3 млн тонн – это уникальная конфигурация не только для России, а для всего мира. Окончательный ввод в эксплуатацию – 2027 год. Появятся 12,8 тыс. новых рабочих мест. Об этом журналистам рассказал генеральный директор предприятия Сергей Сергеев.
Амурский ГХК находится в 15 км севернее города Свободный Амурской области. Сырье для комплекса – этан и сжиженные углеводородные газы (пропан, бутан) – будет поступать с Амурского газоперерабатывающего завода (Газпрома), который расположен в непосредственной близости.
На АГХК ведется строительство 5 технологических линий получения полимеров: одной линии получения полипропилена и четырех линий получения полиэтилена.
На сегодняшний день АГХК находится в стадии активного строительства. В целом текущий прогресс реализации проекта составляет уже 75%.
Экономическое значение
Строительство Амурского ГХК направлено на развитие глубокой переработки углеводородного сырья, добываемого на месторождениях Дальнего Востока, и реализацию национальной программы развития несырьевого экспорта. Запуск комплекса позволит переориентировать СУГ с экспортных поставок на переработку на внутреннем рынке, обеспечив дополнительную сырьевую базу для различных смежных отраслей промышленности, а также будет способствовать дополнительному производству высокотехнологичной экспортоориентированной продукции.
Доля поставок продукции Амурского ГХК на российский рынок будет в основном зависеть от развития переработки в регионе ДВФО, а также возможностей обеспечить и другие регионы страны уникальными продуктовыми решениями. При этом виден растущий спрос на полимеры на Дальнем Востоке, в том числе благодаря программам поддержки (форсажам) СИБУРа. В числе уже реализованных инициатив СИБУРа по развитию переработки в ДВФО: 3 кейса с компаниями во Владивостоке «Витал Пак», «Морское снабжение», «ДВ Пласт» в рамках программы импортозамещения; 5 кейсов с компаниями во Владивостоке – «Морское снабжение», «Приморское сетевязальное производство», «Пластпродукт», в Хабаровске – «ДВЗПТ», «Прогрессус» – в рамках программы инвестиционной поддержки переработчиков при запуске или расширении производств.
Международный мост через р. Амур
Сегодня Амурская область благодаря стабильным круглогодичным транспортным связям с Китаем активно развивается в экономических, логистических и туристических направлениях.
Строительство международного моста через р. Амур началось 24 декабря 2016 года и шло три года. Но из-за пандемии и закрытых границ запуск движения по мосту был отложен на два года. 10 июня 2022 года по трансграничному мосту через автомобильный пункт пропуска (АПП) «Кани-Курган» («Хэйхэ») поехали первые грузовые автомобили. Благодаря этому событию Амурская область получила круглогодичный, стабильный и регулярный транспортный коридор в Китай.
Международный мост сейчас функционирует не в полную силу из-за временной схемы работы пункта пропуска. 10 декабря 2024 года по мосту было запущено регулярное круглогодичное пассажирское автобусное сообщение между городами Благовещенск (РФ) — Хэйхэ (КНР).
Сегодня мост пользуется повышенным спросом у участников внешнеэкономической деятельности. Увеличить в разы поток грузового и пассажирского сообщения позволит ввод в эксплуатацию постоянного пункта пропуска АПП «Кани-Курган». С начала работы государственную границу пересекло более 150 тыс. транспортных средств. А показатели 2024 года превысили показатели 2023 года. Плановая пропускная способность по временной схеме – 195 ТС/сутки, но в сентябре 2024 года этот показатель достиг – 270 ТС/сутки, а в отдельные дни превышал 300 ТС.
Василий Осадченко, главный инженер компании «Мост»:
– Мост представляет комплекс сооружений, расположен на протяжении более 20 км. 13 км из них – на российской стороне. В комплекс сооружений, расположенных на российской стороне, входит мост через протоку Каникурганская. В 2024 стартовало пассажирское движение между Хэйхэ и Благовещенском. Пока пункт пропуска работает по временной схеме. После завершения строительства пункта пропуска будет работать с полной загрузкой, сможем пропускать более 800 автомобилей в сутки и 5 с половиной тысяч человек. На сегодня максимальная пиковая нагрузка за сутки – 270 автомобилей. Сейчас организовано движение пассажирских перевозок автобусами. Легковой транспорт через наш объект сейчас не ходит. После заключения межправительственного соглашения и завершения строительства пункта пропуска предполагается движение легкового транспорта.
Канатная дорога
Строительство канатной дороги – одно из приоритетных мероприятий мастер-плана города Благовещенска, направленных на развитие туристической инфраструктуры и повышение качества жизни горожан. Проект реализуется на территории опережающего развития (ТОР) «Амурская» по соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).
Канатная дорога будет состоять из двух независимых линий с двумя кабинами, ее пропускная способность составит 6 800 человек в сутки в каждом направлении или 2,5 миллиона человек в год в обоих направлениях.
Фуникулёры канатной дороги будут вмещать до 110 человек, за час Амур по воздуху смогут пересечь более 1 700 пассажиров. Путь займет около 3 минут — это уникальный маршрут, не имеющий аналогов. Об этом рассказала Екатерина Кузьмина, операционный директор ООО «Агентство развития проектных инициатив», входящего в ГК «Регион». Терминал будет включать не только станцию канатной дороги, платформу, оборудование и пункт пропуска через государственную границу, но и магазин беспошлинной торговли, торговые и развлекательные объекты, ресторан с панорамным видом и видовые террасы. Общая площадь объекта – 26 тысяч квадратных метров.
Открытие канатной дороги запланировано на весну 2026 года. Готовность объекта составляет 60%. Монтаж канатов выполнят подрядчики из Китая при консультации экспертов АРПИ. Подобные объекты еще не вводились в эксплуатацию, это уникальный опыт.