Стереотип о том, что женщина — это в первую очередь хранительница домашнего очага и мать, сегодня уходит в
прошлое. В политике, в образовании, на руководящих постах представительницы слабого пола не только замещают
мужчин, но и могут дать им фору. О том, как женщины добиваются успеха на управленческих должностях, как борются
со стереотипами и руководят коллективами, мы беседуем с ректором БГПУ Верой Витальевной Щёкиной.
– Сегодня общество стремится избавляться от гендерных стереотипов, особенно в профессиональной среде, как лично
вы относитесь к такому явлению и какова ваша точка зрения на развитие женщин в руководящих должностях?
– Действительно, в последние годы женщины все чаще демонстрируют свои выдающиеся способности и достигают успеха
в различных сферах, становясь не просто руководителями, но и влиятельными лидерами. Еще лет 20 назад в этот факт
было бы сложно поверить, ведь в большинстве своём люди считали, что женщина должна посвящать себя семье и детям,
а не строить карьеру. Однако сегодня представительницы прекрасной половины доказывают, что они способны успешно
сочетать и личную жизнь, и профессиональные достижения. Думаю, это связано как раз с изменениями в общественном
сознании и более широким признанием потенциала женщин. Я всегда считала, что каждый человек, независимо от пола,
должен иметь равные возможности для развития своей карьеры.
Если говорить про коллектив БГПУ, то он, конечно, в большей степени представлен женщинами, однако в нашем вузе
каждый, вне зависимости от гендера имеет возможность реализовать свой потенциал и достичь успеха хоть в
административной, хоть в научной деятельности.
– Вера Витальевна, вы первая женщина-ректор в истории университета. Это для вас особая ответственность?
– Во-первых, ощущается колоссальная ответственность, а во-вторых, благодарность за возможность внести свой вклад
в развитие университета. Я всегда говорю, что ректор – не гендерная должность, поэтому никаких поблажек
женщине-ректору быть не может, я выполняю такую же работу, как и ректоры-мужчины, которые возглавляли наш
университет ранее.
Однако я все же применяю некоторые женские качества в работе, например, дипломатичность и эмпатию, хотя иногда
возникают ситуации, когда приходится принимать и весьма волевые решения. В целом я считаю, что никаких различий
по полу нет, в должности ректора очень мало как женского, так и мужского – это всего лишь руководитель, поэтому
и женщина-ректор, и мужчина-ректор несут одинаковую ответственность перед коллективом и студентами.
– Управлению вузом можно ли научиться? Например, пройти какие-то курсы, прочитать энное количество книг. Или
должна быть какая-то изначальная предрасположенность к такому виду деятельности?
– На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Руководство университетом требует комбинации каких-то
специальных навыков, знаний и личностных качеств. Некоторые из них, безусловно, могут быть приобретены через
обучение или чтение книг, но большая часть, я думаю, все-таки зависит от индивидуальных предрасположенностей и
характера человека.
Считаю, что каким бы блестящим ни было базовое образование, учиться нужно всегда, и ректору в том числе.
Например, сейчас я прохожу курсы переподготовки в Высшей школе экономики по программе «Руководитель современного
вуза» – это обучение помогает мне быть в курсе последних тенденций в образовании, развивать свои лидерские
навыки и улучшать управленческую деятельность. Я люблю учиться, ведь учеба открывает возможность посмотреть на
себя и свою работу со стороны, познакомиться с интересными людьми и напитаться новыми идеями.
Многие программы мы также проходим вместе с командой – это очень хорошая практика, ведь она способствует обмену
идеями, улучшению коммуникации, повышению эффективности работы и созданию более сильной командной динамики.
– Вера Витальевна, кто или что вдохновляет вас на должности руководителя вуза?
– Меня, и не только как руководителя вуза, вдохновляют люди, увлеченные своим делом, которые по-настоящему любят
то, что делают. И я горжусь, что в нашем университете такие люди есть – это и мои коллеги, и студенты, которые
стремятся к знаниям и постижению нового. Их желание развиваться и улучшать мир вокруг себя мотивирует меня и в
то же время наполняет оптимизмом.
– А как вам удается совмещать личную жизнь и работу?
– Скажу честно, совмещать все довольно непросто. Я отношусь к своей работе ответственно, стараюсь погружаться
детально во все процессы вуза, а это занимает очень много времени. Зачастую мой рабочий день не заканчивается в
пять вечера, кроме того, часто выезжаю в командировки, как за пределы региона, так и за пределы нашей страны.
Но, несмотря на загруженность, я стараюсь все свое свободное время проводить с семьей. Это удается делать не так
часто, как хотелось бы, но именно любовь и поддержка семьи помогают мне справляться с трудностями и исполнять
свои обязанности на высоком уровне.
– Если продолжить говорить о семье, не кажется ли знаковым, что 2023-й год, который был объявлен Президентом
нашей страны Годом педагога и наставника, перешел в Год семьи?
– Думаю, что некая связь между этими событиями определенно есть. Переход от Года педагога и наставника к Году
семьи может быть воспринят как признание важности семьи в образовании и воспитании нового поколения. Безусловно,
семья играет ключевую роль в формировании ценностей, определенных навыков и качеств у детей, но не стоит
забывать, что и педагоги тоже вносят значительный вклад в развитие личности обучающихся. В конечном итоге и
школу, и семью объединяет одна общая цель: развитие личности ребенка. Для успешного развития общества такое
сотрудничество семьи и образовательных учреждений очень важно.
– А как пройдет Год семьи в БГПУ, есть ли уже какой-то план мероприятий?
– Конечно, такой план уже есть. Свое активное включение в мероприятия, приуроченные к Году семьи, мы начали еще
в январе: запустили серию публикаций в социальных сетях вуза про наши студенческие семьи, а в феврале провели
региональную дискуссионную площадку «Воспитание детей и молодежи в духе уважения к традиционным семейным
ценностям». Кроме того, до конца года мы планируем провести семинары, лекции и тренинги, направленные на
поддержку семей и укрепление семейных отношений. Также мы будем проводить консультации для семейных пар по
вопросам воспитания, что является важным шагом, ведь с каждым годом количество студенческих семей растет и наша
цель – помочь им стать успешными родителями и создать счастливые семьи.
В целом наш план включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных на поддержку и укрепление семей, и мы
надеемся, что они будут полезны и востребованы нашими студентами.
– Вера Витальевна, а существуют ли в БГПУ какие-то меры поддержки студенческих семей?
– Безусловно, как я уже говорила ранее, с каждым годом количество студентов, создавших свои семьи,
увеличивается, поэтому университет предоставляет им различные меры поддержки. Это и материальная помощь, и
проживание в секциях повышенной комфортности. Кроме того, мы предлагаем бесплатное психологическое
консультирование и возмещаем затраты на медицинские услуги и препараты.
– Говорят, что образовательные учреждения становятся для обучающихся вторым домом, можно ли так сказать про
БГПУ?
– Наверно, каждый это определяет сам для себя. Но многие студенты, действительно, проводят в университете
большую часть своего времени: организовывают мероприятия, посещают различные курсы и секции. Так что можно
сказать, что для некоторых студентов БГПУ буквально становится вторым домом.
В нашем университете всегда царит особая атмосфера, ведь мы учим будущих учителей, которые впоследствии пойдут
работать в школы не только нашего региона и округа, но и всей России. Поэтому мы стремимся создать
образовательную среду, которая будет максимально поддерживать студентов в их учебе и развитии, чтобы наши
выпускники транслировали всё это уже на свою профессиональную деятельность. Кроме того, мы всегда поощряем
активное участие студентов в образовательной, спортивной, воспитательной, в научно-исследовательской работе,
организуем различные мероприятия и проекты, которые помогают им раскрыть свой потенциал и стать истинными
профессионалами в своей области.
– Чем отличаются студенты, например, 2000-х, 2010-х и современные? Есть что-то общее?
– Современные студенты – другие. У них иное восприятие жизни, другие подходы. Они порой настолько креативно
мыслят, что просто диву даешься! Поверьте, через 15-20 лет придут новые студенты, и они тоже будут совершенно
другими! Но есть и что-то общее у студентов разных десятилетий – они все стремятся получить хорошее образование,
построить успешную карьеру и найти свое место в обществе. И, конечно, все они молоды, энергичны и готовы
изменять мир к лучшему.
Вера Щёкина, ректор БГПУ: «Люблю учить и учиться!»
27 февраля 2024
Новости
1
/ 1